Искусство, основанное на доверии. Старообрядцы в объективе «созвучной камеры»

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/87-105

Авторы

Ключевые слова:

старообрядчество, принципы визуальной антропологии, флавертизм, созвучная камера, визуальная межкультурная коммуникация

Аннотация

В статье представлена попытка осмысления процесса создания и использования методики «созвучной камеры» при видео-документировании жизни старообрядческих общин в разных регионах России в 1993–2013 гг. Раскрыты объективные и субъективные причины возникновения авторской методики видео-документирования, в основе которой находится принцип «флавертизма» или синтезирования подходов Роберта Флаэрти и Дзиги Вертова. Радикальные изменения в электронной информационной технологии и в социально-политической обстановке исследуемого периода стали предпосылкой формирования в дальнейшем деятельности на принципах визуальной антропологии. Участие в экспедициях археографической лаборатории МГУ и других исследователей старообрядчества позволило отработать на практике конкретные приемы съемки и создание на ее основе массива видеодокументов, пригодных для комплексного использования. В качестве примера образного (художественного) воплощения культуры репрезентируемого сообщества приводятся истории создания трех видео-портретов старообрядцев.

Биография автора

  • Евгений Александров, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Александров Евгений Васильевич — канд. искусствоведения, ведущий научный сотрудник, Музей землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119234 Москва, Ленинские горы, 1). Эл. почта: eale@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7726-1466

    Ссылка при цитировании: Александров Е. В. Искусство, основанное на доверии. Старообрядцы в объективе «созвучной камеры» // Вестник антропологии. 2024. № 3. C. 87—105.

     

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Визуальные исследования старообрядчества