Путешествия к старообрядцам: видеоблоги как визуальный источник

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/38-51

Авторы

Ключевые слова:

старообрядцы, видеоблог, виртуальные путешествия, визуальные источники, интернет-источники

Аннотация

В статье анализируется содержание видеоблогов, в которых присутствует информация о старообрядцах. Что мы можем узнать о старообрядцах из Интернета, какими они видятся массовой аудитории, какие характеристики сообщества и с помощью каких приемов визуализируются в интернет-продуктах, как происходит визуальная коммуникация между создателями контента и аудиторией? В статье предпринимается попытка найти ответы на эти вопросы на примере ряда передач о старообрядцах, выложенных в видеохостинге YouTube. Автор приходит к выводу, что видеоблоги представляют собой разнообразный и популярный интернет-контент, коммерциализированный и отчасти включенный в туристическую индустрию. Старообрядцы, к которым отправляются виртуальные путешественники, далеко не всегда оказываются в центре их внимания, это, скорее, абстрактная цель, мотивация движения в условно неизведанное пространство. Несмотря на это, блогеры формируют образ старообрядчества как загадочного, далекого, труднодоступного и экзотического сообщества. В силу открытости и подвижности виртуальной среды как поля коммуникации процесс конструирования образа группы становится коллективным, в него включаются зрители, уже имеющие некоторый набор представлений о старообрядцах, а иногда и сами старообрядцы. Наиболее важным концептом, вокруг которого разворачиваются дискуссии, является аутентичность изучаемой среды.

Биография автора

  • Елена Данилко, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Данилко Елена Сергеевна — д. и. н., главный научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский проспект, 32 А). Эл. почта: Danja9@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4231-4759

    Ссылка при цитировании: Данилко Е. С. Путешествия к старообрядцам: видеоблоги как визуальный источник // Вестник антропологии. 2024. № 3. C. 38—51.

    Статья написана в рамках темы НИР ИЭА РАН «Визуальная, цифровая и медиа-антропология в сохранении и презентации историко-культурного наследия».

    Научная литература
    1. Берк П. Взгляд историка: как фотографии и изображения создают историю. М.: Эксмо, 2023. 368 с.
    2. Макканелл Д. Турист. Новая теория праздного класса. М.: Ад Маргинем, 2016. 256 с.
    3. Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 28–43.
    4. Налётова И. Современные православные ярмарки как выражение православной веры вне храма // Религиозные практики в современной России: Сб. статей / под ред. К. Русселе, А. Агажаняна. М.: Новое издательство, 2006. С. 178–199.
    5. Павловский А. Ф. Введение. Цифровые рамки коллективной памяти: Куда ведет цифровой поворот в memory studies // Память в сети: цифровой поворот в memory studies: сборник статей / под ред. А. Ф. Павловского и А. И. Миллера. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. С. 7–50.
    6. Песков В. Таежный тупик: История семьи староверов Лыковых. М.: Терра, 2007. 224 с.
    7. Седакова И. А. Традиционная и массовая культура в Интернете: цитаты, квазицитаты и аллюзии // Интернет и фольклор. Сборник статей / сост. А. В. Захаров, отв. ред. А. С. Каргин. М.: Государственный республиканский центр фольклора, 2009. С. 270–285.
    8. Lange P. G. Thanks for Watching. An Anthropological Study of Video Sharing on YouTube. Louisville: University Press of Colorado. 2019. 362 p.
    9. Suler J. The Online Disinhibition Effect // CyberPsychology & Behavior. 2004. Vol. 7. No. 3. P. 321–326. https://doi.org/10.1089/1094931041291295

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Визуальные исследования старообрядчества