«От экспериментальной слюны к учению о личности». Почему педология не стала «царицей наук» в СССР в 1920-1930-х гг.

DOI: 10.33876/2311-0546/2023-4/252-264

Авторы

Ключевые слова:

образование в СССР, педология, К. Д. Ушинский, историческая педагогика

Аннотация

В статье приводится анализ альтернатив развития системы образования в СССР в 1920-1930-х гг. На основе сопоставления двух тенденций образовательно-воспитательного воздействия на подрастающее поколение в рамках формирования «нового человека», авторы приходят к выводу о существовании конфликта мировоззренческих установок, вызванного различным пониманием категории «душа». Попытки сформировать «нового человека» на основе преимущественно физиологической трактовки структуры личности, предпринятые отечественными педологами, были признаны в середине 1930-х гг. не соответствующими гуманистическим компонентам социалистической морали. Обнаружившаяся взаимосвязь педологии с так называемой «негативной» евгеникой стала основанием для ее запрета. В преддверии мировой войны власть свернула все радикальные эксперименты в области воспитания и образования и в значительной степени «реабилитировала» не только классические формы воздействия на подрастающее поколение, но и содержательные аспекты образовательной политики. Обращение к отечественной исторической традиции в образовании выразилось, в частности, в возвращении нематериальной ценностной категории «душа» в педагогический дискурс в позитивной коннотации. «Одушевленность» образования вновь становится неофициальной основой его социалистического содержания. Теоретическим фундаментом возрождения гуманистического подхода к образованию становятся труды К. Д. Ушинского.

Биографии авторов

  • Владимир Сомов, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

    Сомов Владимир Александрович – д. и. н., доцент, профессор кафедры истории и теории международных отношений, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Российская Федерация, 603022 Нижний Новгород, проспект Гагарина, д. 23). Эл. почта: somoff33@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6322-6221

  • Елена Беседина, Санкт-Петербургский государственный университет

    Беседина Елена Анатольевна – к. и. н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9). Эл. почта: e.besedina@spbu.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1595-7561

    Ссылка при цитировании: Сомов В. А., Беседина Е. А. «От экспериментальной слюны к учению о личности». Почему педология не стала «царицей наук» в СССР в 1920-1930-х гг. // Вестник антропологии. 2023. № 4. С. 252–264.

Опубликован

17.12.2023

Выпуск

Раздел

Антропология образования и воспитания