Антропология ямальского сувенира (на материалах ненцев, хантов и селькупов)
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-3/203-214
Ключевые слова:
народы Ямала, этнический сувенир, классификация сувениров, традиционная культура, трансформации культурыАннотация
Статья посвящена актуальной и малоизученной проблеме сувениризации культуры коренных народов Ямала. Рассматриваются участники процесса сувениризации – структура окружной администрации, определяющая направления политики в области создания в округе сувенирного продукта, учреждения, ответственные за реализацию этих направлений – окружные и районные Центры национальных культур и Дома ремесел – и «банк» мастеров, который выполняет в этом процессе роль главного исполнителя. Исследование анализирует в создании этнического сувенира элемент народной инициативы и выявляет творческие новшества, привнесенные в него народными мастерами. Одним из итогов исследования стала разработка классификации сувенирной продукции, репрезентирующей культуру коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. За основу классификации была взята степень традиционности сувенирного предмета. В первую классификационную группу вошли предметы, созданные по традиционному канону и сохранившие в себе (с некоторым смещением) смысл оберегов. Вторую группу составили традиционные вещи, чье значение как сувенира ограничилось демонстрацией декоративной и технологической самобытности этнической культуры. Этот тип вещей (единственный у всех) сохранил также возможность их утилитарного использования. Третью группу образовали сувениры, изготовленные с приложением авторской фантазии и привлечением национальных мотивов, техник и материалов. Сувениризация на Ямале стала частью современных трансформаций традиционной системы жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера.