Коммерциализация исторической памяти в названиях итальянских вин начала XXI в.

DOI: 10.33876/2311-0546/2023-3/165-183

Авторы

  • Дарья Шевлякова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова:

эноним, наименования вин, виноделие Италии, историческая память, локальная идентичность, знаки и символы идентичности, итальянская идентичность

Аннотация

Статья посвящена исследованию принципов исторической номинации в коммерческих наименованиях итальянских вин, которые появились на рынке сбыта в период 2000–2022 гг. Гипотезой исследования стало утверждение, что коммерческое наименование вина является инструментом актуализации и экстериоризации коллективной памяти локального сообщества, которое таким образом конструирует идею нужного ему прошлого сетевым методом. Для проведения исследования методом репрезентативной выборки с сайтов производителей итальянских вин и специализированных журналов винодельческой продукции были выделены единицы исследования (энонимы). Наименования вин были проанализированы с точки зрения лингво-когнитивных и культурно-исторических критериев, которыми предположительно руководствовались производители вина, выбирая исторические названия для винной продукции с целью сбыта их потенциальным покупателям – представителям локальных сообществ.  Логика процесса коммерциализации вина позволила выявить лингво-коммуникативный механизм энонима, функционирующего по принципу имплицитного нарратива, автор которого – производитель вина, а рецепиент – потребитель вина. В статье были проанализированы исторические страты из истории Древнего Мира (Древний Рим, Древняя Греция, история самнитских народов), которые стали продуктивным материалом для реконструирования коллективной памяти итальянских локальных сообществ. Соответственно, были выделены знаки, символы и представления исторической памяти в коммуникативной прагматике локального, национального и универсального уровней. Исследование показало, что в Италии релевантно понятие локальной идентичности, а не этнической. Границы локальной идентичности очерчивает общая история, актуализируются те ее страты, которые сопричастны «великому прошлому», в пределе – сакральному прошлому.

Биография автора

  • Дарья Шевлякова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Шевлякова Дарья Александровна — доктор культурологии, зав. кафедрой итальянского языка факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119234 Москва, Ленинские горы 1, стр. 13, IV гуманитарный корпус). Эл. почта: scevliakova@mail.ru

    Ссылка при цитировании: Шевлякова Д. А. Коммерциализация исторической памяти в названиях итальянских вин начала XXI в. // Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 165-183.

Опубликован

09.09.2023

Выпуск

Раздел

Антропология торговли