Базар и дюкян, ярмарка и маркет: эволюция торговли в Албании в начале XXI в.

DOI: 10.33876/2311-0546/2023-3/121-143

Авторы

  • Александр Новик Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Ключевые слова:

торговля, албанцы, Западные Балканы, хозяйственная деятельность, продавец и покупатель

Аннотация

В работе в парадигме антропологии анализируется происходящая в наше время трансформация форм и локусов торговли на западе Балкан на примере Албании, пережившей за столетие радикальную смену нескольких общественно-политических, экономических и идеологических формаций. Интерес к данной проблематике продиктован возрастающей ролью корпоративной антропологии, фокусирующейся на процессах управления персоналом в бизнес-сообществе с привлечением методик и подходов, принятых для изучения традиционных обществ. На протяжении многих столетий основными местами торговли, т.е. хозяйственной деятельности по реализации и обмену товаров, были рынки и ярмарки, не потерявшие своей актуальности до наших дней. Не менее значимое место занимали дюкяны – лавки-мастерские, в которых различные изделия производились и продавались в тот длительный исторический период, когда профессиональное ремесло являлось «индустрией» эпохи. Бурные события ХХ в., ознаменовавшиеся развитием технологий и производительных сил, ростом промышленности и сельского хозяйства, а как следствие – улучшением благосостояния и потребительским бумом, внесли существенные изменения в  систему торговли и отношения людей к акту продажи – покупки. Расширяющиеся торговые связи с миром, глобализация экономических отношений и информационного пространства способствовали росту новых форм реализации товаров и услуг – прежде всего через сетевые магазины, супермаркеты и пр. Предлагаемый автором анализ является попыткой расшифровки сложного процесса отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем товаров и услуг, человеком и обществом.

Об авторе

Александр Новик, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Новик Александр Александрович — к. и. н., заведующий центром европейских исследований, ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 3). Эл. почта: njual@mail.ru

Ссылка при цитировании: Новик А. А. Базар и дюкян, ярмарка и маркет: эволюция торговли в Албании в начале XXI в. // Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 121–143.

Загрузки

Опубликован

09.09.2023

Выпуск

Раздел

Антропология торговли