Историко-культурные традиции и идентичность жителей моногородов «Карельской Арктики»: Сегежа и Костомукша
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-3/7-25
Ключевые слова:
моногорода, программы развития Арктики, историко-культурные традиции, идентичность, Карелия, самопрезентацияАннотация
В последние годы растет внимание к социально-экономическим проблемам жизни в моногородах Российской Арктики; разрабатываются программы развития. Сквозной во всех материалах является тема депопуляции, снижения качества жизни. В этой связи актуальность приобретает тема социального самочувствия и идентичности жителей арктических моногородов. В «Карельской Арктике» функционирует два моногорода – Костомукша и Сегежа. В статье будет представлено социально-антропологическое измерение двух этих городов. В поле зрения окажутся историко-культурные традиции, демонстрируемые на двух уровнях: «внешнем» – презентация городов в общественном пространстве (материалы СМИ, официальные интернет-порталы и группы в социальных сетях); и «внутреннем», отражающем мнения жителей через интервью. Костомукша и Сегежа похожи с точки зрения интернациональности городского сообщества, коллективизма вокруг градообразующего предприятия, и в целом осознания факта, что город является советским наследием. Особенно это чувствуется в культурной памяти костомукшан, в которой центральное место занимает проект уникального города, возведенного на границе силами советских и финских строителей в 1970-х гг. Соседние карельские деревни оттеснены на периферию этой памяти, хотя и придают ей определенный колорит. Довольно четко прослеживается устремленность костомукшан в будущее. В Сегеже, возникшей в 1940-х гг., культурная память о прошлом более актуализирована, апелляции к советскому прошлому и роли ЦБК в жизни города звучат чаще. Сравнение городов в контексте включения в арктический регион показывает, что костомукшане демонстрируют бóльшую уверенность в связях с Арктикой, что, скорее обусловлено не географическим положением, а приграничностью и планами по реализации транзитных проектов по линии Запад-Восток. В обоих городах довольно устойчивой является северная идентичность; арктическая идентичность практически не заметна.