(Нео)шаманизм и шаманские практики современности: от «возрождения шаманизма» до экстатического транса

DOI: 10.33876/2311-0546/2022-4/297-313

Авторы

Ключевые слова:

(нео)шаманизм, национально-культурное возрождение, магико-медицинские практики, магико-мистические воззрения и ритуалы, трансперсональная психология, транс-ориентированная психология, экстатический транс, регрессология, здоровьесбережение, пандемия, ковид

Аннотация

В статье речь идет об отдельных практиках (нео)шаманизма, распространенных в XXI в., на фоне характеристики общей ситуации с «возрождением шаманизма» в конце ХХ – начале XXI вв. Национально-культурное возрождение постсоветского периода трансформировало шаманизм, сменив его форму бытования с индивидуальной на коллективную, – с акцентом на духовном целительстве, с одной стороны, и на религиозной деятельности, с другой. «Возрождение шаманизма», приведшее к широкому распространению неошаманизма, во многом простимулировало появление различных новых (либо относительно новых, заимствованных на Западе) практик. В стране выстроились две линии развития магико-мистических практик: (1) с ориентацией на национальные корни и (2) с непосредственным или явным использованием западных ноухау в этой сфере. В рамках первой создавались шаманские организации и выстраивались вертикали власти внутри шаманизма, никогда ранее не знавшего подобных идей и дел; сейчас это доведено до появления персоны «верховного шамана России». Вторые стремились сформировать и распространить новые варианты творческой/духовной деятельности, не замыкаясь при этом в пределах одной практики и одной культуры, а, согласно идеям глобализации, пытались широкомасштабно налаживать связи с представителями разных стран, народов, культур. И те, и другие не концентрировались в своих географических привязках на одной территории/стране. Не останавливались они также в своем творческом развитии и трансформации практик. В статье на примере нескольких кейсов рассматриваются и анализируются отдельные группы, связывающие свою деятельность с идеей шаманизма, а также процессы, происходящие с «шаманизмом» в нашей стране и за ее пределами. Обращается внимание на магико-медицинскую составляющую в деятельности рассматриваемых групп и лиц, их возглавляющих, в т.ч. на их функционирование в период пандемии.   

Биография автора

  • Валентина Харитонова, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

    Харитонова Валентина Ивановна — д. и. н. (к. ф. н., доцент), главный научный сотрудник — зав. центром медицинской антропологии, Институт этнологии и антропологии РАН (119334 Москва, Ленинский пр. 32А). Эл. почта: medanthro@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2280-8185

    Ссылка при цитировании: Харитонова В. И. (Нео)шаманизм и шаманские практики современности: от «возрождения шаманизма» до экстатического транса // Вестник антропологии, 2022. № 4. С. 297–313.

Опубликован

28.11.2022

Выпуск

Раздел

Магико-медицинские и магико-мистические практики современности