Современные тренды и перспективы развития социологии религиозной конверсии
DOI: 10.33876/2311-0546/2022-4/7-25
Ключевые слова:
социология религиозной конверсии, интегративная модель, культурный подход, рыночная теория религии, аналитическая социология, объяснительные смешанные методыАннотация
Обзорная статья посвящена проблеме теоретико-методологического изучения феномена религиозной конверсии в современной социологии. В фокусе внимания интегративные концептуальные модели религиозного изменения, сформировавшиеся в конце XX — начале XXI вв. и ориентированные на решение вопроса структуры и агентности на примере процесса религиозной конверсии. Автором проводится критический аналитический разбор и сравнительный анализ концепции символической трансформации М. Вольраб-Сар, теории рационального выбора религии Р. Старка и Р. Финке, структурно-субстанциальной модели конверсии И. Джиндер, концепции конверсионной карьеры Г. Гурена и объединенной теоретической модели религиозности Й. Штольца. Теоретико-методологические подходы рассматриваются как с точки зрения онтологических оснований — функционального анализа, критического реализма, методологического и структурного индивидуализма — их возможности и ограничения как фундамента для формирования инструментария исследования, так и в теоретическом контексте их создания — текущих дискуссий о секуляризации, рыночной теории религии и культурного подхода в социологии религии. Делается вывод о том, что перспективным направлением развития социологии конверсии является использование методологии аналитической социологии, позволяющей выявить механизмы религиозной конверсии во взаимосвязи с релевантными им контекстуальными условиями, и применение стратегии «объяснительных смешанных методов», минимизирующей проблему валидности.