«Комиссия предполагала предпочтительным постройку Крематориума-Храма»: секуляризация монополии на погребение в МР и формирование новой погребальной практики

DOI: 10.33876/2311-0546/2020-49-1/209-224

Авторы

  • Анна Дмитриевна Соколова Институт этнологии и антропологии РАН

Ключевые слова:

кремация, СССР, атеизм, body disposal practices, похороны, гигиена, секуляризация

Аннотация

В статье рассматривается история введения кремации в СССР в контексте процессов секуляризации похоронной культуры. В западноевропейском контексте, как и в дореволюционном российском, легализация и распространение кремации существенно ограничивались огромным влиянием Церкви, которая традиционно выступала против этого нового вида погребения. В СССР после декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» сложилась уникальная ситуация, в которой все решения относительно утилизации мертвых тел принимались напрямую гражданскими властями, исходившими в первую очередь из соображений санитарии и гигиены больших городов. Однако и в этом случае, как оказалось, при выборе проекта и места строительства первого в СССР крематория (г. Петроград) фокусировались в основном на «[со]здании в массах необходимого духовного настроения», а сама постройка именовалась «Крематориум-Храм». Таким образом, несмотря на радикальную смену, по выражению английского исследователя Т. Уолтера, «режима распоряжения мертвыми телами» и переход монополии на погребение от Церкви к нарочито секулярному государству, идеологи кремации в СССР продолжали стремиться к созданию квазирелигиозного оформления новой погребальной практики. Однако ко второй половине 1920-х годов, когда строится Донской крематорий в Москве, отношение к кремации как к технологии оказывается значительно важнее.

Загрузки

Опубликован

02.02.2021

Выпуск

Раздел

Антропологическая мозаика