Ольфакторное восприятие в музее: посетительский опыт

DOI: 10.33876/2311-0546/2022-1/45-58

Авторы

  • Гринько И.А. Московский городской педагогический университет
  • Шевцова А.А. Московский педагогический государственный университет
  • Гончаров А.А. ГБУК «Мосразвитие»

Ключевые слова:

история запахов, история повседневности, музей, ольфакторное восприятие, музейная антропология, музейный менеджмент; одорология

Аннотация

Статья посвящена проблеме ольфакторного восприятия музеев посетителями. Помимо того, что запахи являются важной частью нематериального наследия, использование запахов может стимулировать персональные и коллективные ольфакторные воспоминания, что формирует совершенно иное восприятие музейной экспозиции. Подключение ольфакторного восприятия способствует обогащению смыслов экспозиции, заставляет по-иному интерпретировать традиционные музейные материалы и привычные экспонаты. В связи с этим основной целью данного исследования стал анализ отношения посетителей и сотрудников музеев к использованию запахов в музейном пространстве. Основным источником исследования послужил онлайн-опрос 230 посетителей и сотрудников музеев, проведенный в 2020–2021 гг. Данные исследования показали, что большая часть посетителей поддерживает использование ольфакторных элементов в музейных экспозициях. При этом многие из респондентов упоминали о возможных сопутствующих рисках использования запахов, особенно аллергии и отвлечении внимания от экспонатов. Кроме того, частично подтвердилась важность запахов при позиционировании музея, как элемент, повышающий его узнаваемость. Результаты исследования также подтвердили гипотезу, что ольфакторная память способствует успешному брендированию музея.

Биографии авторов

  • Гринько И.А. , Московский городской педагогический университет
    • к.и.н.,
    • MA in cultural management,
    • старший научный сотрудник, НИИ урбанистики и глобального образования
  • Шевцова А.А., Московский педагогический государственный университет

    д.и.н., профессор кафедры культурологии,

  • Гончаров А.А., ГБУК «Мосразвитие»

    аналитик

Опубликован

27.02.2022

Выпуск

Раздел

Эмоции и коммуникации в культурном измерении