Псково-Печерский монастырь в культуре русских и сето Печорского района Псковской области: монастырская идентичность и местные практики
DOI: 10.33876/2311-0546/2022-2/68-89
Ключевые слова:
русские, сето, Псково-Печерский монастырь, идентичность, монастырская культура, советский период, постсоветский период, религия, повседневностьАннотация
Статья посвящена анализу нарративов, собранных у населения Печорского района Псковской области (русских и сето), касающихся Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Интерес к этой теме обусловлен фактом непрерывной деятельности монастыря, который не закрывался ни на один день, начиная со времени своего основания в конце ХV века. В фокусе исследования оказались не внутренние монастырские и не паломнические практики, а мировоззренческие позиции и действия местного населения, т.н. «туземцев». Материалы 100 интервью, отражающие ситуацию послевоенного советского и постсоветского периодов в городе Печоры и его окрестностях, дополнены свидетельствами из архивных источников. Исследование опирается на концепции «живой религии» и локальной идентичности. Анализ нарративов показал, что монастырь осознавался населением в качестве сакрального локуса, историко-архитектурного памятника, паломнического и туристического объекта, просветителя, работодателя, спонсора, носителя идейных и экономических ресурсов. Являясь постоянным фоном местной действительности, он порождал не только религиозные, но и разнообразные светские практики. Таким образом, монастырская идентичность местного населения формировалась вне зависимости от религиозного сознания его отдельных индивидов. Несмотря на значительные ограничения влиятельных возможностей монастыря в советский период, в частности, запрет на посещение монастыря детьми и молодежью, он продолжал играть ключевую роль в местной культуре как религиозный центр, историческая доминанта, предмет краеведческой гордости, рекреационная зона, источник инфоповодов и т.д. Попытка превращения города Печоры из монастырского в индустриальный моногород не увенчалась успехом в следствии распада СССР и экономического кризиса. В постсоветский период монастырь стремительно начал восстанавливать свое влияние в качестве символического хозяина Печорского края.