День Ивана Купалы в Новосибирске: праздник между «городом» и «деревней»

DOI: 10.33876/2311-0546/2022-1/70-83

Авторы

  • Васеха М.В. Институт этнологии и антропологии РАН

Ключевые слова:

«городское» и «деревенское», Иван Купала, городская антропология, городская праздничная культура, календарная обрядность, Западная Сибирь, Новосибирск

Аннотация

Работа включает культурно-антропологический анализ конкретного сибирского обычая – празднования дня Ивана Купалы в городском пространстве крупнейшего сибирского города – Новосибирска. Оказавшись в хорошую жаркую погоду 7 июля в полуторамиллионном Новосибирске, непосвященный человек может решить, что стал жертвой хулиганства, поскольку есть вероятность, что его обольют водой без всяких предупреждений – на улице, в городском транспорте, собственном авто. Для новосибирцев такая ситуация представляется вполне естественной, поскольку все жители осведомлены, что «на Купалу нужно обливаться».
В период советской форсированной урбанизации и индустриализации вместе с «новыми горожанами» – бывшими жителями сибирских сел, в «сибирский Чикаго» (Луначарский 1929: 7–17, 39–48, 87–94) прибывали и «деревенские» традиции повседневной и праздничной культуры. Автор пытается понять, почему из множества популярных, горячо любимых русским народом праздничных традиций реальное укоренение и дальнейшие трансформации получил именно сложившийся к рубежу XIX–XX вв. общесибирский вариант купальской традиции – а именно, всеобщие обливания водой в городском пространстве и «ночь творила» (в старом деревенском варианте «рассташши(ы)ха»), как называли ночные хулиганства молодежи накануне праздника. На протяжении ХХ в. купальская традиция несколько раз то затихала и становилась исключительно «детской» и праздновалась среди сверстников на территории городских дворов, то набирала мощь и выходила за пределы дворовых пространств на городские улицы и площади, а участниками обливаний и других ритуальных бесчинств становились не только дети и подростки, но и молодежь вплоть до людей весьма зрелого возраста.
Автор размышляет о том, каким образом культурная традиция села адаптировалась в городской среде, как осознают горожане свое поведение в день Ивана Купалы в пространстве мегаполиса, как соотносятся действия новосибирцев в ходе праздника с «деревенским» или с «городским», и можно ли определить новосибирский праздничный купальский ритуал как «специфически городской»?

Биография автора

  • Васеха М.В., Институт этнологии и антропологии РАН

    к.и.н., научный сотрудник,

Опубликован

27.02.2022

Выпуск

Раздел

«Деревенское» в городском и «городское» в деревенском: незримые границы двух мир