Болезнь в жизненном мире подростка: по материалам рассказов Ю. Кузнецовой и Н. Назаркина

DOI: 10.33876/2311-0546/2022-1/208-221

Авторы

  • Поповкина Г.С. Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН https://orcid.org/0000-0001-6521-8658

Аннотация

В статье исследуется актуальная для медико-антропологического направления проблема жизненного мира больных детей, их представлений о болезни и её осознания. В качестве источника привлечены литературные произведения, в которых очень точно изображены больничные будни и переживание их детьми и тонко описаны не только настроение и характер героев, но и сам мир болезни, в котором оказались дети. С помощью феноменолого-герменевтического подхода осуществлена экспликация смыслового горизонта феномена болезни и связанных с нею феноменов жизни и смерти. Выяснено, что болезнь, ограничивая подростков в жизненных возможностях, делает их изобретательными, чуткими, рассудительными, требовательными к себе и окружающим, заставляет раньше взрослеть. Болеющие дети обострённо чувствуют несправедливость болезни и смерти, ощущают хрупкость жизни. Внимание и помощь родителей помогают им ненадолго забыть о своём болезненном состоянии. Проведенное исследование является первым шагом в изучении феномена болезни в жизненном мире детей. Полноценное раскрытие этого феномена требует дополнения литературных источников полевым материалом. Однако необходимо учитывать, что болеющие дети – особые информанты со специфическим положением, что делает сбор полевого материала сложной, а иногда – невыполнимой задачей, в связи с чем талантливо написанные литературные произведения по данной теме заслуживают дальнейшего исследования.

Биография автора

  • Поповкина Г.С. , Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

    к.и.н., старший научный сотрудник

Опубликован

27.02.2022

Выпуск

Раздел

Медицинская антропология