Народные знания семейских бурятии о симптомах болезней

DOI: 10.33876/2311-0546/2021-54-2/144-156

Авторы

  • Стадник Ю.А. Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Ключевые слова:

народная медицина, симптомы, старообрядчество, семейские, русские

Аннотация

Несмотря на достижения научной медицины, в ХХI веке этнографы продолжают фиксировать информацию об обращениях русских к знахарям. Современная традиционная народная культура демонстрирует востребованность у русского народа лечения магическими способами. Соответственно возникает вопрос, как люди определяют, к кому им нужно обратиться за помощью, к знахарю или к врачу? На какие признаки своего самочувствия они ориентируются? Симптомы болезней в данном этнологическом исследовании рассматриваются в качестве компонента традиционной народной культуры русских. Такой подход предпринят для того, чтобы сравнить народно-медицинскую культуру старообрядцев Бурятии (семейских) с другими традициями русских европейской части России в сфере знаний признаков болезней, излечиваемых знахарями. При сравнении выяснилось, что обнаруженные в 90-е годы ХХ века народные знания семейских о симптомах часто аналогичны общерусским, наблюдавшимся этнографами и врачами в конце ХIХ – начале ХХ веков. Известные старообрядцам Бурятии симптомы болезней по своей информативности бывают двух видов. Исходя из видовой принадлежности симптома, болезни, излечиваемые у семейских магией, подразделяются на две группы: физически явные и материально неощутимые. Изучение знаний о симптомах также показало разницу между традиционной народной культурой и научной медициной в родо-видовом соотношении болезней и в том, какие состояния считаются заболеваниями.

Ссылка при цитировании: Стадник Ю.А. Народные знания семейских Бурятии о симптомах болезней // Вестник антропологии, 2021. № 2. С. 144–156.

Биография автора

Стадник Ю.А., Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

  • старший преподаватель кафедры хореографического искусства.

Загрузки

Опубликован

10.06.2021

Выпуск

Раздел

Жизнеобеспечивающие стратегии и медицинская антропология