Игра как основа и фактор культуры: лицедейство – юродство – шаманство
DOI: 10.33876/2311-0546/2021-54-2/198-213
Ключевые слова:
игра, культура, этнология, социальная антропология, лицедейство, юродство, шаманство, театр, святой, житиеАннотация
В статье рассматривается взаимосвязь трех феноменов, существующих в жизни людей в игровой форме. Впрочем, в такой форме существуют и многие другие проявления человеческой жизни. Три, исследованные в данной работе: лицедейство, юродство и шаманство – по-своему демонстрируют игру как поведенческую систему и один из важных принципов взаимоотношения между людьми. Однако, несмотря на своеобразие каждого, в них, так или иначе, присутствует феномен игры, существующей в виде притворства или двуличия. Теоретической основой статьи стали взгляды выдающегося нидерландского историка и культуролога И. Хёйзинги, изложенные им в книге Homo ludens [Человек играющий]. В ней он анализирует игровой характер культуры, провозглашая универсальность феномена игры как одного из важных составляющих человеческой цивилизации. По мнению И. Хёйзинги, человек является таковым из-за способности выступать и являться субъектом игры. И именно поэтому все, что делает человек в обыденной жизни, он облекает это делание в культурное содержание. В этой связи известный русский философ Лев Лосев оригинально выразился: «После изгнания из рая человек живет, играя».
Ссылка при цитировании: Заринов И.Ю. Игра как основа и фактор культуры: лицедейство – юродство – шаманство // Вестник антропологии, 2021. № 2. С. 198–213.