Сохранение индуистских похоронно-поминальных традиций в индийской диаспоре Танзании

DOI: 10.33876/2311-0546/2021-54-2/72-86

Авторы

  • Дронова Д.А. Институт этнологии и антропологии РАН
  • Бутовская М.Л. Институт этнологии и антропологии РАН

Ключевые слова:

похоронно-поминальный обряд, кремация, поминовение предков, индийская диаспора, индуисты, Танзани

Аннотация

В статье дается описание похоронно-поминального комплекса представителей индийской диаспоры в Танзании. В основу легли полевые материалы авторов данной публикации, собранные среди индуистов, выходцев из индийского штата Гуджарат, в ходе экспедиционных выездов в Танзанию в 2019 г. Похоронный обряд индуистов Танзании включает в себя основные черты традиционной церемонии, несмотря на существование культурных различий в проведении этого обряда в Индии. Представителями диаспоры соблюдаются ритуалы, выполняемые до кремации: расположение покойного на полу, омовение, облачение в белые одежды, 12-дневная церемония (период ритуального загрязнения близких родственников и дома), последние капли священной воды из р. Ганга и листья тулси, вынос тела на носилках. Как и в Индии главенствующая роль во время обряда принадлежит старшему сыну. В похоронной процессии до места кремации принимают участие только мужчины, также и во всех ритуалах, выполняемых в крематории. До недавнего времени индийцы в Танзании продолжали сжигать умерших на открытом огне, но в 2014 г. в крупных городах индийские общины начали устанавливать кремационные печи после запрета местных властей устраивать погребальный костер. На о. Занзибар до сих пор используют крематорий на берегу океана, построенный еще до Занзибарской революции 1964 г., где на погребальном огне сжигают тело умершего. При этом крематории принадлежат индийской общине, что позволяет проводить все необходимые ритуалы согласно традиции, в отличие от ситуации, например, в Великобритании (Laungani 2001b). Важным сохраняющимся этапом похоронного обряда является развеивание праха над водной поверхностью. Проанализированные кейсы иллюстрируют высокую сохранность и адаптивность похоронно-поминального комплекса, максимально соответствующего традиции в Индии. Тем не менее, зафиксированы некоторые изменения в похоронном обряде: сокращение временного периода 12-дневной церемонии, участие сотрудников специализированных учреждений в подготовке покойного к кремации и др. Также индуисты продолжают исполнять предписанный традицией, являющийся последним в череде обязательных ритуалов – поминание умерших (шраддха). Похоронный обряд и поминовение предков встроены в повседневную религиозную систему представителей диаспоры.

Ссылка при цитировании: Дронова Д.А., Бутовская М.Л. Сохранение индуистских похоронно-поминальных традиций в индийской диаспоре в Танзании // Вестник антропологии, 2021. № 2. С. 72–86.

Биографии авторов

  • Дронова Д.А., Институт этнологии и антропологии РАН
    • Младший научный сотрудник 
  • Бутовская М.Л., Институт этнологии и антропологии РАН
    • член-корр.,
    • д.и.н., профессор,
    • главный научный сотрудник, заведующая Центром кросс-культурной психологии и этологии человека

Загрузки

Опубликован

12.06.2021

Выпуск

Раздел

Религия и идентичность