Фиранги: иностранцы, ставшие индийцами. Жизнь как этнографический эксперимент

Авторы

  • Светлана Игоревна Рыжакова Институт этнологии и антропологии РАН

Ключевые слова:

фиранги, этнография Индии, идентичность, этнографическое поле, аккультурация, эксперимент

Аннотация

Множество различных мигрантов на Индийский субконтинент, прибывавших сюда как группами, так и индивидуально, составили своеобразный социо-культурный феномен – фиранги. Это иностранцы, как правило, жители стран Запада, укоренившиеся в Индии, адаптировавшиеся к местной кухне, климату, культуре повседневности, нашедшие себе здесь занятие и освоившиеся в социальной среде. Они вошли в разные социальные слои местного общества, как правящую элиту (что великолепно описано в историко-художественной работе Уильяма Далримпла «Белые моголы», 2002 г.), так и в низкие или маргинальные группы, примыкая к религиозным сообществам, становясь куртизанками, целителями, факирами (чему посвящена работа Джонатана Гила Харриса «Первые фиранги», 2015). Интереснейшая особенность этого статуса заключалась в его диффузной, гибридной идентичности: эти люди воспринимали многие местные черты, часто меняли свои имена и привычки, однако сохраняли «маркировку» как «иностранцы»; их называли фиранги или ангрези. Именно в этой среде формировались новаторские направления науки, художественной культуры, развития архитектуры, политики современной Индии. В их биографиях и контексте их жизни и деятельности можно обнаружить значительную долю «этнографических экспериментов», осознанно или случайно совершаемых ими при освоении и восприятии индийской социальной и культурной среды

Биография автора

  • Светлана Игоревна Рыжакова , Институт этнологии и антропологии РАН
    • доктор исторических наук,
    • ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Загрузки

Опубликован

11.02.2021

Выпуск

Раздел

Экспериментальная антропология