«Для музеев есть табу»: запретительные практики в культуре российских музеев
DOI: 10.33876/2311-0546/2020-52-4/125-135
Ключевые слова:
музей, музейная антропология, табу, запреты, корпоративная культура, антропология организацийАннотация
В статье исследуется институт музейных табу. Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами, в первую очередь, развитием в последние три десятилетия взаимоотношений «музей-посетитель» и ростом в них роли последнего. Помимо этого, тема важна потому, что именно запреты во многом формируют профессиональную этику, а, следовательно, и сам статус профессии. Целью данной работы было стремление показать неоднозначность современных музейных табу с точки зрения их рациональности и степень влияния последних на функционирование самого музейного института. Основным источником исследования стал опрос музейных сотрудников и анализ систем запретов в музеях Российской Федерации. Главный вывод авторов следующий: современная система музейных табу была сформирована не только отношением к музею как к сакральному пространству, но и культурой советских запретительных практик. Часть профессионального сообщества осознает проблемы с количеством и качеством запретов, однако в целом обсуждение данной темы само по себе табуировано. Это влечет за собой целый ряд проблем, ключевая из которых – отсутствие единой системы стандартов при работе с посетителем, что становится источником потенциальных конфликтов. Также исследование показало, что в профессиональной музейной среде пока отсутствует консенсус не только по внешним запретам, но и по базовым вопросам внутренней корпоративной культуры.