Формирование, развитие и трансформация традиционного халфачества

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-4/241-252

Авторы

Ключевые слова:

народное устное творчество, искусство халфа, сольные и ансамблевые халфа, лапар, дастан, кушик (песня), ракс (танец)

Аннотация

Каждый народ в мире придаёт большое значение тому, чтобы свадебные церемонии были содержательными и красивыми, проходили в приподнятом настроении и весело. Песни, дастаны, лапары и национальные народные игры, исполняемые на свадебных церемониях, не только освещают жизнь, историю, этнографию, религиозные верования узбекского народа, но и воплощают в себе мировоззрение народа, жизненные реалии, мечты, духовный, культурный и материальный мир. При этом в основе этих обрядов лежит глубоко продуманный, тщательно проработанный и проверенный временем «сценарий». Свадебные обряды в оазисе преимущественно состоят из образцов хорезмского фольклора. Фольклорные традиции свадебных обрядов Хорезмского оазиса сформировались в непосредственной связи с развитием искусства сказительства (достончилик) и исполнительского мастерства халфа (халфачилик). В данной статье представлена информация о халфах – певицах свадебных церемоний узбеков Хорезма, и их творчестве. Искусство халфачилик широко распространено как самостоятельный жанр и обладает богатыми традициями, историей и отличительными особенностями. В статье описываются виды искусства халфачилик и их развитие. Также представлена информация об особой роли халфа в свадебных обрядах. В частности, на основе анализа существующей научной литературы и полевых записей обоснованы репертуар халфа, их обрядовые песни, наличие отдельных напевов и песен, исполняемых для каждого обряда.

Биография автора

  • Назокат Маткаримова, Университет МА'МУН

    Маткаримова Назокат Максудовна — Ph.D., доцент, доцент кафедры истории, Университет МА'МУН (Республика Узбекистан, Хорезмская область, 220100 г. Хива, ул. Болховуз). Эл. почта: ms.mnm.79@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7858-1640

    Ссылка при цитировании: Маткаримова Н. М. Формирование, развитие и трансформация традиционного халфачества // Вестник антропологии. 2025. № 4. С. 241–252.

    Научная литература

     Абдуллаева Б. К. Своеобразие репертуара хорезмских сказительниц-халфа // Молодой ученый. 2017. № 3. С. 636–638.

    Акбаров И., Кон Ю. Сўзбоши. Ўзбек халқ музикаси. VII том. Хоразм ашулалари. [Предисловие // Акбаров И. А. (ред.). Узбекская народная музыка. Том VII. Хорезмские песни]. Ташкент: Ўзбекистон ССР Давлат Бадиий адабиёти нашриёти, 1960.  604 с.

    Алишер Навоий. Мезон ул-авзон. Асарлар [Алишер Навои. Мезон ул-авзон, Произведения]. XIV том. Ташкент: Фан, 1971.  

    Бобур Захириддин Муҳаммад. Мухтасар. Ташкент: Фан, 1971. 87 с.

    Давлатов С. Қашқадарё воҳаси тўй маросим фольклори (номз. Дисс.) [Свадебно-обрядовый фольклор Кашкадарьинского оазиса (дис. канд.)]. 1998.

    Жалолов Т. Ўзбек шоиралари. Биринчи китоб [Узбекские поэтессы. Книга I]. Ташкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1970. С. 239–240.

    Қиличев Т. Хоразм халқ театри [Хорезмский народный театр]. Ташкент: Гафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1988. С.114–115.

    Қуронбоева Н. Тебранади бешик хоразмда. (Хоразм тўй қўшиқлари мисолида) [Колыбельная качается в Хорезме. (На примере хорезмских свадебных песен)]. Ташкент: Чўлпон, 2002. 66 с.  

    Лобачева Н. П., Тульцева Л. А. Традиции в современной обрядности узбеков // Советская этнография. 1977. № 6. C. 34–44.

    Маткаримова Н. М. Халфачилик санъатининг ўзига хослиги ва маънавий асослари. [Специфика и духовные основы искусства халфачества] // Xorazm Ma’mun Akademiyasi axborotnomasi. 2024а. № 8/3.  

    Маткаримова Н. М. Ҳалфачилик санъатининг хоразм воҳаси никоҳ тўйларидаги ўрни ва аҳамияти. “O‘zbekistonda nomoddiy madaniy meros muhofazasi va targʻiboti” mavzuidagi ilmiy-amaliy Konferensiyasi [Роль и значение искусства халфа в свадебных церемониях Хорезмского оазиса. Научно-практическая конференция “Охрана и пропаганда нематериального культурного наследия в Узбекистане”]. Ташкент: Олтин қалам. 2024б.

    Маткаримова С., Маткаримова Н. Хоразм воҳаси халфачилик, бахшичилик ва рақс санъати тарихидан. “Бойсун-баҳори” очиқ фольклор фестивалини “Жаҳон цивилизациясида Бойсуннинг моддий ва маънавий маданияти” мавзусидаги халқаро илмий-амалий конференцияси илмий мақолалар тўплами [Из истории халфачества, искусства бахши и танца Хорезмского оазиса. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции “Материальная и духовная культура Байсуна в мировой цивилизации” открытого фольклорного фестиваля “Бойсун-бахори”]. Ташкент: Янги нашр, 2019.

    Муродова М. Фольклор ва этнография [Фольклор и этнография]. Ташкент: Алоқачи, 2008.

    Оллаберганова С. Х. Халфалар ижодининг Ўзбек фолклоридаги ўрни [Роль творчества халфа в узбекском фольклоре]. Дис.... к. ф. н. Ташкент: Институт языка и литературы им. А. Навои. 2007.  

    Рўзимбоев С. Хоразм достонлари [Рузимбоев С. Хорезмские дастаны]. Ташкент: Фан, 1985.

    Ўрол Ўтаев, Отаёр. Бахшининг икки мулки [Два имущества бахши]. Ташкент: Ёзувчи, 1994. 48 с.  

Опубликован

12.12.2025

Выпуск

Раздел

Традиции и свадьба