Формирование, развитие и трансформация традиционного халфачества
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-4/241-252
Ключевые слова:
народное устное творчество, искусство халфа, сольные и ансамблевые халфа, лапар, дастан, кушик (песня), ракс (танец)Аннотация
Каждый народ в мире придаёт большое значение тому, чтобы свадебные церемонии были содержательными и красивыми, проходили в приподнятом настроении и весело. Песни, дастаны, лапары и национальные народные игры, исполняемые на свадебных церемониях, не только освещают жизнь, историю, этнографию, религиозные верования узбекского народа, но и воплощают в себе мировоззрение народа, жизненные реалии, мечты, духовный, культурный и материальный мир. При этом в основе этих обрядов лежит глубоко продуманный, тщательно проработанный и проверенный временем «сценарий». Свадебные обряды в оазисе преимущественно состоят из образцов хорезмского фольклора. Фольклорные традиции свадебных обрядов Хорезмского оазиса сформировались в непосредственной связи с развитием искусства сказительства (достончилик) и исполнительского мастерства халфа (халфачилик). В данной статье представлена информация о халфах – певицах свадебных церемоний узбеков Хорезма, и их творчестве. Искусство халфачилик широко распространено как самостоятельный жанр и обладает богатыми традициями, историей и отличительными особенностями. В статье описываются виды искусства халфачилик и их развитие. Также представлена информация об особой роли халфа в свадебных обрядах. В частности, на основе анализа существующей научной литературы и полевых записей обоснованы репертуар халфа, их обрядовые песни, наличие отдельных напевов и песен, исполняемых для каждого обряда.



















