«Визуальный атлас конфессий»: (анти)религиозная пропаганда и католическая церковь в науке и кинематографе 1920–1930-х гг.
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-4/108-124
Ключевые слова:
антропология религии, визуальная антропология, антирелигиозная пропаганда в СССР, антирелигиозный фильм, католичество, кинодокумент, культурная революцияАннотация
В статье рассматриваются визуально-антропологические источники — кинодокументы, имевшие антикатолическую направленность, в контексте проведения визуальной пропагандистской политики СССР в период «культурной революции». Отмечается, что важной задачей в научном изучении конфессий СССР в раннесоветский период был поиск форм визуальной фиксации религиозных сюжетов, в том числе, – в направлении визуально-религиозного картографирования — для наглядной трансляции состояния религиозности среди населения многонационального Союза, что было предпринято ленинградскими учеными. В частности, в 1920–1930-е гг. Л. Г. Брандтом в рамках антирелигиозной экспедиционной работы была реализована серия этно-религиоведческих исследований среди католиков. В то же время, параллельно с проведением научных изысканий, происходила разработка визуальных подходов конструирования образов католичества средствами художественного кинематографа («Праздник святого Йоргена», «Овод», «Крест и маузер», «Лесная быль», «Голубой экспресс»). Наиболее показательной среди киноработ эпохи являлась художественная картина «Праздник святого Йоргена» (1930) Я. Протазанова, в которой режиссер не только использовал новаторские кинематографические приемы, но и в занимательной для зрителя форме последовательно выстраивал линию антиклерикальной сатиры. В статье выделяются образы католической церкви, продуцируемые картиной Я. Протазанова, а также представлена оценка и критика этого фильма по материалам безбожной прессы («Антирелигиозник», «Безбожник»). Делается вывод о корреляции в развитии знания между учеными, пропагандистами и кинематографистами в вопросе (анти)религиозной пропаганды в 1920–1930-е гг. и постепенном переходе от научно-исследовательской экспедиционной работы (в академической деятельности) и художественной рефлексии (в области кинематографии) к развертыванию классовой борьбы с конфессиями.



















