Теория и методология изучения этнической истории
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/310-321
Ключевые слова:
история, этнология, теория, методология, трансдисциплинарный подходАннотация
Развитие гуманитарной науки в мире и ее интеграция с рядом естественных наук расширили возможности изучения этнической истории. Если раньше такой предмет как этногенез был приоритетом сугубо исторической науки с привлечением некоторых данных этнографии, археологии и лингвистики, то со второй половины XX в. к разработке проблемы подключились географы и религиоведы. А начало XXI в. ознаменовано активным включением антропологов. Сегодня же имеются достаточно мощные импульсы совместных публикаций этнографов и генетиков. Естественно, такой синтез наук должен предваряться теорией изучения этнической истории. Следует показать, какого вида вклад может внести каждая конкретная дисциплина. Притом анализ событий и фактов важно провести в ракурсе исторической динамики. К опубликованной литературе и первоисточникам должен быть критический взгляд. Необходимо выйти из плена регионального, конфессионального или языкового родства исследуемых народов. Такие подходы вполне могут оказаться априорными. Тут очень кстати многопрофильный (= многомерный) подход к явлениям и фактам. Например, выводы генетиков способствуют проникновению в самые древние слои этноистории. Археологи успешно пользуются свойствами стронция, указывающего на миграционную схему человека. Следует учитывать лингвистические трансформации, указывающие на контакты с историческими соседями. Методология изучения этнической истории требует комплексного подхода, ибо сложность и многомерность сложения народа непременно выходит за рамки одного предмета. Нужна интеграция многих направлений: на помощь могут прийти химики, физики, айтишники, географы и т. д. Уровень современных достижений наук позволяет выйти этнографу из своей ячейки и взглянуть на мир, вооружившись методологией междисциплинарных, системных и трансдициплинарных подходов. Однако в такой ситуации исследователь должен владеть хотя бы азами многих дисциплин, ибо при комплексном подходе смываются границы предметов, происходит синтез наук. Как отмечают философы, имеет место смыв границ и переплавка методов. Такое перерождение методологии от простого к сложному создает метанауку, что способствует получению системной картины изучаемого явления. В нашем случае — цельную этническую историю.



















