Женская и девичья праздность в традиционном календаре Сибири и ее альтернативы в советском общественном пространстве

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/278-291

Авторы

  • Елена Фурсова Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
  • Мария Васеха Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Ключевые слова:

праздник, женская и девичья праздность, пятница, советские трансформации и эволюции, женские исследования

Аннотация

Цель статьи проанализировать трансформации структуры и содержания женских праздничных дней на протяжении ХХ в.: от досоветского традиционного календаря, ориентированного на духовные ценности православия и этнических традиций, до завершения советского периода с его установившейся праздничной системой, претерпевшей существенные изменения в наши дни. Авторы делают попытку найти корреляции между количеством и содержанием женских праздников (свободных от работы дней) в разные периоды ХХ–XXI вв. и социальным положением русских женщин в обществе и семье. Особое внимание уделяется рассказам информантов о причинах праздности, а также удовлетворенности самих женщин сокращением / увеличением количества «своих» праздничных дней и сменой содержания досуга. Основу исследования составили авторские полевые материалы, собранные в 1990–2000-х гг. в селах Западной и Восточной Сибири. Авторы статьи прибегают к классическим научным методам описания, качественному анализу нарративного интервью, сравнительному методу с целью выделения общего и различного в типологии и содержании женских праздников разных этнокультурных групп русских Сибири. Если в традиционной культуре «праздность» была важнейшим содержанием женского праздника, то в советский период, как и в настоящее время этому критерию соответствует официально нерабочий день — Международный женский день 8 марта. В традиционном обществе освобождение женщин от повседневного труда трактовалось не как дань их особому статусу (как жене, матери и пр.), но объяснялось желанием избежать возможного негатива для всего сообщества из-за несоблюдения запретов на «женский» труд в определенные дни. Таким образом, выбора работать или не работать для женщины не было. «Праздность», понимавшаяся как осознанное избегание выполнения женских работ категории «грязных», сама по себе воспринималась как праздник. Анализ этнографических материалов показал различия праздности женских и девичьих праздников в традиционной культуре. Во время праздничных «девичьих дней» девушки освобождались от домашних и сельскохозяйственных работ, но исполняли большое количество обрядов со значительной фольклорной составляющей, осуществляли гадальные практики. В исследовании учитывалось многообразие этнокультурных групп русских и локальных сибирских вариантов праздников. Фактологический материал дает основание предполагать, что, возможно, в традиционных женских и девичьих праздниках сохранились в пережиточном виде элементы такого социального института как «женские союзов», различные формы которых вновь актуализировались в постсоветский период.

Биографии авторов

  • Елена Фурсова, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

    Фурсова Елена Федоровна д. и. н., главный научный сотрудник, зав. отделом этнографии, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Российская Федерация, 630090 Новосибирск, пр. академика Лаврентьева, 17). Эл. почта: mf11@mail.ru

  • Мария Васеха, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Васеха Мария Владимировна к. и. н., старший научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский пр., 32А). Эл. почта: maria.vasekha@gmail.com

    Ссылка при цитировании: Фурсова Е. Ф., Васеха М. В. Женская и девичья праздность в традиционном календаре Сибири и ее альтернативы в советском общественном пространстве // Вестник антропологии. 2025. № 3. С. 278–291.

    Исследование выполнено в рамках НИР ИАЭТ СО РАН НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2025-0003 «Этнокультурные и этносоциальные процессы у народов Сибири и Дальнего Востока в XVII–XXI веках: формирование и динамика» и НИР ИЭА РАН «Гендерные исследования городской и сельской повседневности: историко-антропологическая перспектива».

    Научная литература

    Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала ХХ в. Л.: Наука, 1988. 277 с.

    Богдашина И. В. Семейный и домашний быт горожанок Сталинграда/Волгограда: содержание и динамика перемен (1950–1960-е гг.): дис. … канд. ист. наук / Институт истории и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2022. 440 с.

    Болонев Ф. Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX — начало ХХ в.). Новосибирск: Наука, 1978. 158 с.

    Васеха М. В. День Ивана Купалы в Новосибирске: праздник между «городом» и «деревней» // Вестник антропологии. 2022. № 1. С. 70–83. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2022-1/70-83

    Васеха М. В. Русская крестьянка в семье и общественной жизни 1920-х гг. (по материалам юга Западной Сибири): дис. … канд. ист. наук / Институт истории и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2015. 245 с.

    Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. 278 с.

    Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива. Пг., 1915. Вып 2. 988 с.

    Фогель А. «8 Марта» в городе и деревне. М.-Л., 1928. 68 с.

    Фурсова Е. Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области. Часть 2. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. 268 с.

    Фурсова Е. Ф. Семицко-Троицкие обычаи и обряды восточных славян Приобья второй половины XIX — 30-х годов ХХ в. // Этнографическое обозрение. 1998а. № 3. С. 35 — 48.

    Фурсова Е. Ф. Традиции обработки льна у восточных славян Верхнего Приобья // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998б. С. 97–128.

Опубликован

23.09.2025

Выпуск

Раздел

Праздники и праздность