Святилище Бабушки на озере Нямбойто: по материалам экспедиции 2024 г.
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/227-244
Ключевые слова:
селькупы и ненцы Нижнего Таза, святилище на оз. Нямбойто, обряд почитания духа на святилищеАннотация
В статье рассматривается культовое место, расположенное на озере Нямбойто в бассейне Нижнего Таза. В научный оборот вводится новый материал о святилище, полученный в экспедиции авторов на Таз в 2024 г., он дополняет единственное существующее описание святилища, сделанное тюменскими учеными Ю. Н. Квашниным и А. А. Ткачевым в 2014 г. Результатом исследования стало обоснование селькупского происхождения святилища и определение имени почитаемого на нем духа — Старухи Илынтыль кота / Бабушки Има кота, главного божества селькупского пантеона. Святилищу около ста лет. За прошедший век селькупы Нижнего Таза подверглись ненецкой ассимиляции. В настоящее время святилищем пользуются ненцы, они называют духа просто Бабушкой, относятся к нему, как к своему, ненецкому, и оберегают от вандалов. Это говорит о том, что селькупы оказали на них встречное культурное влияние. Обряд почитания духа, проводимый ненцами, ничем не отличается от такого же селькупского ритуала, что указывает скорее на его универсальные качества, общие для большинства сибирских народов, чем на заимствования. Информанты-ненцы рассказали семейную легенду, в которой говорится, как их предки появились на озере и обустроили святилище. Анализ легенды не подтвердил заложенную в ней идею ненецкого происхождения святилища, как и многие содержащиеся в ней факты, которые были «додуманы» информантами, пытавшимися самостоятельно поставить центральный эпизод легенды в контекст общей истории. Повышенный интерес информантов к своим истокам позволил сделать вывод о формировании у коренного населения Таза нового этнического самосознания.



















