Святилище Бабушки на озере Нямбойто: по материалам экспедиции 2024 г.

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/227-244

Авторы

Ключевые слова:

селькупы и ненцы Нижнего Таза, святилище на оз. Нямбойто, обряд почитания духа на святилище

Аннотация

В статье рассматривается культовое место, расположенное на озере Нямбойто в бассейне Нижнего Таза. В научный оборот вводится новый материал о святилище, полученный в экспедиции авторов на Таз в 2024 г., он дополняет единственное существующее описание святилища, сделанное тюменскими учеными Ю. Н. Квашниным и А. А. Ткачевым в 2014 г. Результатом исследования стало обоснование селькупского происхождения святилища и определение имени почитаемого на нем духа — Старухи Илынтыль кота / Бабушки Има кота, главного божества селькупского пантеона. Святилищу около ста лет. За прошедший век селькупы Нижнего Таза подверглись ненецкой ассимиляции. В настоящее время святилищем пользуются ненцы, они называют духа просто Бабушкой, относятся к нему, как к своему, ненецкому, и оберегают от вандалов. Это говорит о том, что селькупы оказали на них встречное культурное влияние. Обряд почитания духа, проводимый ненцами, ничем не отличается от такого же селькупского ритуала, что указывает скорее на его универсальные качества, общие для большинства сибирских народов, чем на заимствования. Информанты-ненцы рассказали семейную легенду, в которой говорится, как их предки появились на озере и обустроили святилище. Анализ легенды не подтвердил заложенную в ней идею ненецкого происхождения святилища, как и многие содержащиеся в ней факты, которые были «додуманы» информантами, пытавшимися самостоятельно поставить центральный эпизод легенды в контекст общей истории. Повышенный интерес информантов к своим истокам позволил сделать вывод о формировании у коренного населения Таза нового этнического самосознания.

Биографии авторов

  • Ольга Степанова, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

    Степанова Ольга Борисовна к. и. н., старший научный сотрудник Отдела этнографии народов Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 3) Эл. почта: stepanova67@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2130-2695

  • Арсений Сюзюмов, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

    Сюзюмов Арсений Алексеевич — младший научный сотрудник Лаборатории музейных технологий, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 3) Эл. почта: a.a.siuziumov@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8178-8439

    Ссылка при цитировании: Степанова О. Б., Сюзюмов А. А. Святилище Бабушки на озере Нямбойто: по материалам экспедиции 2024 г. // Вестник антропологии. 2025. № 3. С. 227–244.

    Научная литература

    Васильев В. И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера / Отв. ред. и авт. предисл. И. С. Гурвич. М.: Наука, 1982. С. 48–81.

    Иванов С. В. Скульптура народов Севера Сибири XIX — первой половины ХХ вв. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. 295 с.

    Квашнин Ю. Н., Ткачев А. А. Культовое место на озере Нямбой-то // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 185–194.

    Квашнин Ю. Н. Селькупы в низовьях Таза // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2002. № 4. С. 230–232.

    Квашнин Ю. Н. Официальные документы и судьбы людей на Севере // Этносы Сибири. Прошлое, настоящее, будущее. Ч. 2. Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2004. С. 9–13.

    Прокофьева Е. Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало ХХ в.). Сборник МАЭ. Т. 33. Л., 1977. С. 66–79.

    Прокофьева Е. Д. Представления селькупских шаманов о мире (по рисункам и акварелям селькупов) // Сборник МАЭ. Т. 20. М.-Л., 1961. С. 54–74.

    Прокофьева Е. Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера / Отв. ред. И. С. Вдовин. Л.: Наука, 1976. С. 106–128.

    Степанова О. Б. «Его называли красным шаманом»: к вопросу о трансформациях селькупского шаманизма в советский период // Религиоведение. 2023а, № 4. С. 80–91.  https://doi.org/10.22250/20728662_2023_4_80

    Степанова О. Б. Об итогах поездки к селькупскому порге на Парусовых озерах // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2023б. № 3. С. 131–139. https://doi.org/10.23951/2307-6119-2023-3-131-139

    Хомич Л. В. О некоторых предметах культа надымских ненцев // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале ХХ в. / Отв. ред. Л. П. Потапов и С. В. Иванов. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1971. С. 241–247.

    Хомич Л. В. Ненцы. М.-Л.: Наука, 1966. 328 с.

Опубликован

23.09.2025

Выпуск

Раздел

Культы и верования