Концепт дикости в марийском фольклоре о духах лесного пространства
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/211-226
Ключевые слова:
марийский фольклор, дикий человек, овда, хозяин леса, марийская демонология, несказочная прозаАннотация
Автор рассматривает концепт дикости и образ «дикого» (лесного) человека в современном марийском фольклоре. Согласно поверьям марийцев, природные локусы (леса, низменности, холмы) населены духами-хозяевами (чодыра кугыза, чодыра оза, леший) и другими демоническими персонажами (овда, чодыра ия, корем ия, таргылтыш). Этих фольклорных персонажей, владеющих речью и вступающих с людьми в коммуникацию, характеризуют как антропоморфных существ. Они, согласно местным представлениям, не выделены из мира природы и являются его частью. Это позволяет рассматривать указанную категорию персонажей в контексте образа «дикого человека», который широко представлен в фольклорных традициях народов мира. В нарративах марийской несказочной прозы основными предикатами «дикого человека» являются: 1) зооморфные черты; 2) способы коммуникации с миром людей; 3) представления о демонических персонажах как о древнем населении региона, отдельном биологическом виде. Спецификой марийских лесных духов можно считать их феминизацию и оборончество. На основе полевых материалов, собранных в районах проживания луговых, горных и восточных марийцев, автор рассматривает особенности локальных образов «диких» людей, характеризующихся ярко выраженными демоническими чертами. В частности, в статье освещаются основные номинации, визуальные предикаты, функции лесных персонажей фольклора.



















