Концепт дикости в марийском фольклоре о духах лесного пространства

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/211-226

Авторы

Ключевые слова:

марийский фольклор, дикий человек, овда, хозяин леса, марийская демонология, несказочная проза

Аннотация

Автор рассматривает концепт дикости и образ «дикого» (лесного) человека в современном марийском фольклоре. Согласно поверьям марийцев, природные локусы (леса, низменности, холмы) населены духами-хозяевами (чодыра кугыза, чодыра оза, леший) и другими демоническими персонажами (овда, чодыра ия, корем ия, таргылтыш). Этих фольклорных персонажей, владеющих речью и вступающих с людьми в коммуникацию, характеризуют как антропоморфных существ. Они, согласно местным представлениям, не выделены из мира природы и являются его частью. Это позволяет рассматривать указанную категорию персонажей в контексте образа «дикого человека», который широко представлен в фольклорных традициях народов мира. В нарративах марийской несказочной прозы основными предикатами «дикого человека» являются: 1) зооморфные черты; 2) способы коммуникации с миром людей; 3) представления о демонических персонажах как о древнем населении региона, отдельном биологическом виде. Спецификой марийских лесных духов можно считать их феминизацию и оборончество. На основе полевых материалов, собранных в районах проживания луговых, горных и восточных марийцев, автор рассматривает особенности локальных образов «диких» людей, характеризующихся ярко выраженными демоническими чертами. В частности, в статье освещаются основные номинации, визуальные предикаты, функции лесных персонажей фольклора.

Биография автора

  • Герман Устьянцев, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, РГГУ

    Устьянцев Герман Юрьевич — к. и. н., старший научный сотрудник, Российский государственный гуманитарный университет (Российская Федерация, 125047 Москва, Миусская площадь, д. 6), ассистент кафедры этнологии исторического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119991 Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4). Эл. почта: ustyan-93@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0655-3127

    Ссылка при цитировании: Устьянцев Г. Ю. Концепт дикости в марийском фольклоре о духах лесного пространства // Вестник антропологии. 2025. № 3. С. 211–226.

    Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 24-18-01119 «Легенда о “диком (снежном) человеке”: происхождение, региональные версии, контексты массовой культуры», https://rscf.ru/project/24-18-01119/

    Научная литература

    Акцорин В. А. Этногенез марийского народа по данным фольклора // Происхождение марийского народа / Г. А. Архипов, Д. Е. Казанцев (ред.). Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1967. С. 1–30.

    Акцорин В. А. Марийский фольклор: мифы, легенды, предания. Сборник / сост. В. А. Акцорин, ред. С. С. Сабитова. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991. 285 с.

    Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. Саров: Альфа, 2000. 87 с.

    Аминев З. Г. Башкирские этногонические мифы, связанные с шурале // Проблемы сравнительного литературоведения и фольклористики Урало-Поволжья. Сборник статей и материалов: к 70-летию литературоведа и фольклориста, доктора филологических наук, профессора В. Г. Родионова / сост. и науч. ред. И. Ю. Кириллова. Чебоксары: Чувашский гос. ин-т гуманитарных наук, 2018. C. 41–54.

    Голубкова О. В. Лесные люди — люди снежные? (По материалам полевых исследований у обских коми) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2011. № 17. C. 291–295.

    Левкиевская Е. Е. Мифологический персонаж: соотношение имени и функции // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов / под ред. А. М. Молдована. М.: Индрик, 2003. С. 376–388.

    Морохин Н. В. Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола: б/и, 1994. 249 с.

    Насыри К, Коблов Я. Мифология казанских татар. Казань: Смена, 2020. 136 с.

    Неклюдов С. Ю. Какого роста демоны? // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах № 1 / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. C. 85–122.

    Неклюдов С. Ю. Оборотничество: «природа вещей», объем понятия, региональные версии // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах № 5. М.: Индрик, 2016. С. 13–34.

    Неклюдов С. Ю. В плену у монгольской нимфы // Живая старина. 2021. № 1 (109). C. 2–6.

    Неклюдов С. Ю. Эвиденциальность как «внутренний комментарий» текста: свидетельства о «диком человеке // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2024. № 7 (2). C. 58–80.

    Нурминский С. А. Очерк религиозных верований черемис // Православный собеседник при Казанской духовной Академии. Ч. III. Казань: Въ типографіи губернскаго правленія, 1862. C. 239–296.

    Панина Т. И. Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: III. Обыда (лесная женщина) // Ежегодник финно-угорский исследований. 2017. Том 11. № 2. С. 57–60.

    Пенькова М. В., Ефремова Д. Ю., Конкка А. П. Материалы по духовной культуре марийцев (священные места и природные духи) // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. Гуманитарные исследования. Вып. 2. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376–415.

    Раденкович Л. Великаны, дикие и иные «чужие» люди // Etnolingwistyka. Люблин, 2008. Т. 20. C. 95–106.

    Руей-Уиллоуби Д. Представления о жанрах несказочной прозы в американской фольклористике // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2018. № 2 (36). C. 96–100.

    Тойдыбекова Л. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоенсуу: Изд-во Карельского института Университета г. Йоенсуу, 1997. 397 с.

    Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Этнографический справочник. Йошкар-Ола: б/и, 2007. 309 с.

    Устьянцев Г. Ю. Ведьмы, черти и мифическое племя: количественная и гендерная характеристика овды́ в современном марийском фольклоре // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах № 9 / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2020. C. 278–286.

    Устьянцев Г. Ю. Героические мотивы в фольклоризированных прошлых марийцев. Онар как мифологический портрет этнической идентичности // Вестник антропологии. 2023. № 1. C. 88–101. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-1/88-101

    Шелепов С. Е. Легенды и обряды вятских мари: Легенды и предания / сост. С. Е. Шелепов. Йошкар-Ола: Союз писателей России, 2015. 95 с.

    Яковлев Г. Я. Религиозные обряды черемис. Казань: Православное миссионерское общество, 1887. 87 с.

    Bartra R. Wild Men in the Looking Glass: The Mythic Origins of the European Otherness. Michigan: Ann Arbor. The University of Michigan Press, 1994. 232 p.

    Bernheimer R. Wild Men in the Middle Ages, a Study in Art, Sentiment, Demonology. Cambridge: Harvard University Press, 1952. 224 p.

    Eberhart G. M. Mysterious Creatures: A Guide to Cryptozoology (2 volumes). Santa Barbara: Publishing ABS CLIO, 2002. 794 p.

    Forth G. Images of the Wildman Inside and Outside Europe // Folklore. 2007. Vol. 118. No. 3. P. 261–181.

    Forth G. Images of the Wildman in Southeast Asia an Anthropological Perspective. London, New York: Routledge, 2008. 360 p.

    Kirtley B. F. Notes upon a Central Asian Legend // Folklore. 1963. Vol. 74. No. 1. P. 318–320.

    Mliilgan L. The "Truth" about the Bigfoot Legend // Western Folklore. 1990. Vol. 49. No. 1. P. 83–98. https://doi.org/10.2307/1499483

    Sawerthal A., Torri D. Imagining the Wild Man: Yeti Sightings in Folktales and Newspapers of the Darjeeling and Kalimpong Hills // Transcultural Encounters in the Himalayan Borderlands: Kalimpong as a “Contact Zone” / ed. by M Viehbeck. Heidelberg: Heidelberg University, 2017. P. 121–148.

    Sebeok T. A., Ingemann F. J. Studies in Cheremis: Supernatural. New York: Wenner Gren Foundation, 1956. 357 p.

Опубликован

23.09.2025

Выпуск

Раздел

Культы и верования