Символика скифской пекторали из кургана Толстая Могила в аспекте орфической дионисийской религии
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/376-392
Ключевые слова:
Анфестрии, Дионис Загрей, Дионис Меланайгис, Дионис Митрефор, Дионис Элевтерий, орфизм, скифы Северного Причерноморья, триетерический культАннотация
В статье анализируется семантика образов и композиций трёх ярусов скифской пекторали из кургана Толстая Могила, памятника IV вв. до н. э. Новизна интерпретации заключается в том, что впервые скифская пектораль рассмотрена как культовый предмет в аспекте дионисийской орфической религии. Семантика образов в целостности композиции трёх ярусов подтверждает сообщаемый Геродотом факт о связи скифов с религиозным культом на о. Делос, а также полученные ранее выводы исследователей о широком распространении религиозно-философского учения орфизма на территории Северного Причерноморья в V–IV вв. до н. э., о популярности в севернопричерноморских полисах культа Диониса Элевтерия и повсеместном проведении здесь дионисийских празднеств, в частности Анфестерий. Пектораль из Толстой Могилы безоговорочно считается памятником скифского искусства, следовательно, можно рассматривать её как яркое подтверждение того, что представители эллинизированной скифской знати понимали суть религии Диониса и широко её восприняли. В рамках существовавших в среде скифов культа предков, культа героев и культа вождей семантика образов и целостной композиции трёх ярусов интерпретируется нами в аспекте триетерического культа. Обнаруженная в дромосе Толстой Могилы пектораль, вероятно, была предметом подношения погребённому предку или вождю как знак его апофеоза и героизации потомками на второй день Анфестерий (праздника душ) — в День Хоэс.