Символика скифской пекторали из кургана Толстая Могила в аспекте орфической дионисийской религии

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/376-392

Авторы

Ключевые слова:

Анфестрии, Дионис Загрей, Дионис Меланайгис, Дионис Митрефор, Дионис Элевтерий, орфизм, скифы Северного Причерноморья, триетерический культ

Аннотация

В статье анализируется семантика образов и композиций трёх ярусов скифской пекторали из кургана Толстая Могила, памятника IV вв. до н. э. Новизна интерпретации заключается в том, что впервые скифская пектораль рассмотрена как культовый предмет в аспекте дионисийской орфической религии. Семантика образов в целостности композиции трёх ярусов подтверждает сообщаемый Геродотом факт о связи скифов с религиозным культом на о. Делос, а также полученные ранее выводы исследователей о широком распространении религиозно-философского учения орфизма на территории Северного Причерноморья в VIV вв. до н. э., о популярности в севернопричерноморских полисах культа Диониса Элевтерия и повсеместном проведении здесь дионисийских празднеств, в частности Анфестерий. Пектораль из Толстой Могилы безоговорочно считается памятником скифского искусства, следовательно, можно рассматривать её как яркое подтверждение того, что представители эллинизированной скифской знати понимали суть религии Диониса и широко её восприняли. В рамках существовавших в среде скифов культа предков, культа героев и культа вождей семантика образов и целостной композиции трёх ярусов интерпретируется нами в аспекте триетерического культа. Обнаруженная в дромосе Толстой Могилы пектораль, вероятно, была предметом подношения погребённому предку или вождю как знак его апофеоза и героизации потомками на второй день Анфестерий (праздника душ) в День Хоэс.

Биография автора

  • Любомир Добровольский, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына

    Добровольский Любомир Степанович — магистрант, факультет истории и регионоведения, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына (Кыргызстан, 720033 г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547). Эл. почта: lubomirdobrovolskiy@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1392-5355

    Ссылка при цитировании: Добровольский Л. С. Символика скифской пекторали из кургана Толстая Могила в аспекте орфической дионисийской религии // Вестник антропологии. 2025. №2. C. 376–392.

    Научная литература

    Бабенко Л. І. До семантики центральної сцени пекторалі з Товстої Могили // Древности 2013. Харьковский историко-археологический ежегодник. Вып. 12. 2013. C. 111–122.

    Балонов Ф. Р. Пектораль из Толстой Могилы как модель мифопоэтического пространства-времени // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб: Государственный Эрмитаж, 1994. С. 17–23.

    Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка, 1983. 140 с.

    Бессонова С. С. «Мужское» и «женское» в сакральной сфере скифов // Духовная культура древних обществ на территории Украины / отв. ред. В. Ф. Генинг. К.: Наукова думка, 1991. С. 84–95.

    Брашинский И. Б. В поисках скифских сокровищ. Л.: Наука, 1979. 144 с.

    Даниленко В. Н. Исторические сюжеты некоторых шедевров эллино-скифской торевтики // 150 лет Одесскому археологическому музею АН УССР. К.: Наукова думка, 1975. 150 с.

    Добровольский Л. С., Сыдыков Е. Б., Умиткалиев У. У., Каженова Г. Т. Семантика образов «грифоно-гиппокампа» и «рогатой рыбы» в скифском зверином стиле восточноевропейской зоны // Поволжская археология. 2023. № 1 (43). С. 113–126. https://doi.org/10.24852/pa2023.1.43.113.126  

    Добровольский Л. С., Умиткалиев У. У. Орфический миф в искусстве скифов Северного Причерноморья // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Т. 9 (75). № 3. 2023а. С. 3–18.

    Добровольский Л. С., Умиткалиев У. У. Семантика сюжета «терзания копытного кошачьим хищником или грифоном» в скифском зверином стиле восточноевропейской зоны // Археология Евразийских степей. 2023б. № 5. С. 23–37. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2023.5.23.37

    Добровольский Л. С., Умиткалиев У. У. Z-символика в трактовке семантики формы S-видных и Г-образных скифских псалиев восточноевропейской зоны // Поволжская археология. № 1 (47). 2024. C. 125–138. https://doi.org/10.24852/pa2024.1.47.125.138

    Ермоленко Л. Н. О троичной и двоичной композиционных структурах в искусстве Скифии // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М., 2008. Т. II. С. 25–27.

    Іллінська В. А. Зображення ремісників на античних виробах з Північного Причорномор’я // Археологія. 1976. Вип. 20. С. 31–36.

    Кереньи К. Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни: Пер. с нем. М.: Ладомир, 2007. 319 с.

    Клочко Л. С. Світ земний в образах верхнього ярусу пекторалі // Симфонія пекторалі / отв. ред. Ю. Б. Полидович. К.: Мистецтво, 2021. С. 76–79.

    Кондрашов А. П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2005. 701 с.

    Кузина Н. В. Культ Диониса в античных государствах Северного Причерноморья: содержание, общественно-политический аспект, локальная специфика. Автореф. дис. канд. ист. наук. Иваново: Ивановский государственный университет, 2008. 24 с.

    Кузьмина Е. Е. О семантике изображений на Чертомлыцкой вазе // Советская археология. 1976. № 3. C. 68–75.

    Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. 975 с.

    Манцевич А. П. Золотой нагрудник из Толстой Могилы // Thracia Serdicae. 1980. Vol. V. Р. 97–120.

    Мачинский Д. А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока: Древность и раннее средневековье / отв. ред. В. Г. Луконин. Л.: Аврора, 1978. С. 131–150.

    Мозолевський Б. М. Товста Могила. К.: Наукова думка, 1979. 252 с.

    Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: Пространственно-ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 528 с.

    Мошинский А. П. Пектораль из Толстой Могилы как символ царской власти // Донская археология. 2002. № 1–2. С. 84–88.

    Петрухин В. Я. «Золотое руно»: Св. Георгий и «скифская космограмма» // МИФ. № 7. София, 2001. C. 147–156.

    Полідович Ю. Б. Пектораль: у пошуках смислів // Симфонія пекторалі / отв. ред. Ю. Б. Полидович. Київ: Мистецтво, 2021. С. 58–75.

    Раевский Д. С. Из области скифской космологии (Опыт семантической интерпретации пекторали из Толстой Могилы) // Вестник древней истории. 1978. № 3. С. 115–134.

    Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н. э. М.: ГРВЛ, 1985. 256 c.

    Раевский Д. С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянских культур, 2006. 598 с.

    Русяева А.С. Региональные особенности культа Диониса в Причерноморье // Боспорские исследования. Симферополь-Керчь, 2005. Вып. IX. C. 65–83.

    Русяева М. В. Основний сюжет на пекторалі з Товстої Могили // Археологія. 1992. № 3. С. 34–46.

    Русяева М. В. Діонісійські сюжети на пам’ятках торевтики із скіфських курганів // Археологія. 1995. № 1. С. 22–33.

    Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-Пресс, 2001. 444 с. https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/2.htm

    Шауб И. Ю. Италия — Скифия (иконография и семантика одного сюжета) // Итальянский сборник. 1999. № 3. С. 5–10.

    Шауб И. Ю. Италия — Скифия: культурно-исторические параллели. М.; СПб: ИИМК РАН, 2008. 155 с.

    Шрамко Б. А. Рецензия на: Мозолевський Б. М. Товста Могила. Київ, 1979 // Советская археология. 1984. № 1. С. 272–280.

    Шрамко Б. А. К вопросу о некоторых источниках изучения скифского ремесла // Вестник Харьковського университета. Харьков, 1983. № 238: История и культура досоциалистических формаций. С. 119–125.

    Яценко С. А. О некоторых антрополморфных сюжетах номадов Европы V–IV вв. до н. э. // Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья. К 100-летию Б. Н. Гракова / отв. пед. П. П. Толочко. Запорожье: Изд-во Запорожского государственного университета, 1999. С. 282–285.

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Исторические источники и народные традиции