Мир мертвых и природные катаклизмы в книжности домонгольской Руси

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/358-375

Авторы

Ключевые слова:

мертвецы, Древняя Русь, природа, святые, бесы, князья

Аннотация

В статье реконструируются христианские древнерусские представления о возможностях мертвых влиять (останавливать, или наоборот провоцировать) на масштабные природные явления и мир живых вообще. Дается характеристика социальной среды, в которой сформировались представления о чудесах умерших, оказавшие влияние на всю оригинальную литературу XII–XIII вв. Отмечается, что механизмы чудесного воздействия на мир со стороны людей в такой парадигме подчинялись не столько дихотомии живой / мертвый, сколько представлениям о близости человека к Богу. Умерший праведник вне зависимости от официальной канонизации сохранял после смерти акторность и был способен осознано влиять на мир своими молитвами. В то время как воздействие несвятых мертвецов на мир живых в древнерусских источниках всегда возникает в рамках критики представлений маловерных, принимающих за активность умерших обман бесов. Возникновение сообщений об активности мертвых в рамках описания того или иного феномена неантропоморфного характера было обусловлено и представлениями о возможностях добра и зла в целом. Средневековым проповедникам важно было бороться с представлениями о способности несовместимых с христианским мировоззрением акторов и бесов влиять на урожайность. Но демоны в древнерусской литературе достаточно часто причиняют вред, связанный с физическим воздействием на конкретного человека (становятся причиной некоторых болезней, язв, ранений и т. д.). Развитием этих тенденций следует считать и летописное сообщение под 1092 г. о нападении бесов, принявших облик призраков, на Полоцк, которое в силу своего масштаба воспринимается современными исследователями как стихийное бедствие (эпидемия).

Биография автора

  • Даниил Пузанов, Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН

    Пузанов Даниил Викторович к. и. н., научный сотрудник Отдела исторических исследований, Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН (Российская Федерация, 426004 Ижевск, ул. Ломоносова, 4). Эл. почта: lpdmor@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4459-9572

    Ссылка при цитировании: Пузанов Д. В. Мир мертвых и природные катаклизмы в книжности домонгольской Руси // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 358–375.

    Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-328).

    Научная литература

    Агапкина Т. А. О тодорцах, русалках и прочих навях (мертвецы-демоны и «нечистые покойники» в весеннем календаре славянских народов) // Studia mythologica slavica. 1999. Vol. 2. C. 145–160.

    Алексеев А. И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Индрик, 2016. 272 с.

    Аничков Е. В. Язычество и Русь. М.: Индрик, 2003. 440 с.

    Антонов Д. И. «Беса поймав, мучаше…». Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1 (39). С. 61–75.

    Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 377 с.

    Гайденко П. И. Когда князь становился святым? Несколько наблюдений о феномене святости древнерусских князей XI–XIII вв. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2020. № 1 (12). С. 81–94.

    Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. 1, 2. М.: Индрик, 2000. I–IV, 1–376, 1–308 с.

    Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории, 1998. 600 с.

    Данилевский И. Н. (отв. ред.) Общественная мысль России: с древнейших времен до середины ХХ века. Т. 1. Становление общественной мысли допетровской Руси. М.: Политическая энциклопедия, 2020. 528 с.

    Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.

    Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. 480 с.

    Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI–XIII вв. // Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М.: ЯСК, 2002. С. 8–29.

    Костромин К., прот. Размышления над номером (Палеоросия 2023, № 1) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 1 (21). С. 97–103. https://doi.org/10.47132/2618-9674_2024_1_201

    Лаушкин А. В. Стихийные бедствия и природные знамения в представлениях древнерусских летописцев XI–XIII вв. // Русское Средневековье. 1998 год. Вып. 1. Книжная культура. М.: Мануфактура, 1998. С. 26–58.

    Нікітенко М. M. Святі гори Київські: побудова сакрального простору ранньохристиянського Києва (кінець Х — початок ХІІ ст.). Kиїв, 2013. 484 с.

    Петрухин В. Я. Русь в IX–X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014. 464 с.

    Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века. СПб., 1888. I–VII, 1–235, III–IX, 1–19 с.

    Пузанов Д. В. Мертвые в городе: о многообразии интерпретаций одного сюжета из Повести временных лет // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 1 (21). С. 20–33. https://doi.org/10.47132/2618-9674_2023_1_20

    Ранчин А. М. Вертоград Златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разработках и комментариях. М.: НЛО, 2007. 576 с.

    Сазонов С. В. «Молитва мертвых за живых» в русском летописании XII–XV вв. // Россия в X–XVIII вв. Проблемы истории и источниковедения. Тезисы докладов и сообщений Вторых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. Москва, 26–28 января 1995 г. Ч. 2. М., 1995. С. 508–517.

    Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: «Гнозис» — Школа «Языки русской культуры», 1995. 875 с.

    Федотов Г. П. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 8. Святые Древней Руси. М.: Мартис, 2000. 268 с.

    Федотов Г. П. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 10. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси. X–XIII вв. М.: Мартис, 2001. 382 с.

    Ginzburg C. Ecstasies Deciphering the Witches’ Sabbath. New York: Pantheon Books, 1991. 344 p.

     

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Исторические источники и народные традиции