Мир мертвых и природные катаклизмы в книжности домонгольской Руси
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/358-375
Ключевые слова:
мертвецы, Древняя Русь, природа, святые, бесы, князьяАннотация
В статье реконструируются христианские древнерусские представления о возможностях мертвых влиять (останавливать, или наоборот провоцировать) на масштабные природные явления и мир живых вообще. Дается характеристика социальной среды, в которой сформировались представления о чудесах умерших, оказавшие влияние на всю оригинальную литературу XII–XIII вв. Отмечается, что механизмы чудесного воздействия на мир со стороны людей в такой парадигме подчинялись не столько дихотомии живой / мертвый, сколько представлениям о близости человека к Богу. Умерший праведник вне зависимости от официальной канонизации сохранял после смерти акторность и был способен осознано влиять на мир своими молитвами. В то время как воздействие несвятых мертвецов на мир живых в древнерусских источниках всегда возникает в рамках критики представлений маловерных, принимающих за активность умерших обман бесов. Возникновение сообщений об активности мертвых в рамках описания того или иного феномена неантропоморфного характера было обусловлено и представлениями о возможностях добра и зла в целом. Средневековым проповедникам важно было бороться с представлениями о способности несовместимых с христианским мировоззрением акторов и бесов влиять на урожайность. Но демоны в древнерусской литературе достаточно часто причиняют вред, связанный с физическим воздействием на конкретного человека (становятся причиной некоторых болезней, язв, ранений и т. д.). Развитием этих тенденций следует считать и летописное сообщение под 1092 г. о нападении бесов, принявших облик призраков, на Полоцк, которое в силу своего масштаба воспринимается современными исследователями как стихийное бедствие (эпидемия).