Открытость и закрытость: этнические стратегии коренных малочисленных народов в виртуальности и реальности
DOI:10.33876/2311-0546/2025-2/223-240
Ключевые слова:
открытость, закрытость, виртуальность, этничность, идентичность, коренные малочисленные народы, бесермяне, тубалары, нагайбаки, сойотыАннотация
В данной статье затрагивается тема открытости и закрытости в реальности и виртуальности и предпринимается попытка ответить на вопрос, насколько стратегии открытости и закрытости того или иного сообщества связаны с их виртуальной и реальной средой взаимодействия. Являются ли позиции открытости или закрытости добровольным выбором этнической группы? Виртуальность сегодня — это инструмент для обозначения своей позиции среди других или внутренний ресурс поддержания этнической идентичности? Как показывают примеры этнических сообществ, сегодня физическая и виртуальная среда оказываются взаимосвязанными в проявлении себя и своей культуры. Желание быть узнаваемыми мотивирует бесермян выбирать открытый тип позиционирования, напротив, из-за неоднозначности внешних обстоятельств тубалары предпочитают коммуникацию внутри своего сообщества. В случае сойотов территориальная отдаленность является ключевым фактором их закрытости в цифровой среде. Предпочитаемый тип может меняться в зависимости от разного рода обстоятельств: как показывает опыт нагайбаков, при неблагоприятных факторах они демонстрируют повышенную сетевую активность (открытость), а при относительном этническом спокойствии она снижается (закрытость). В более широком смысле представленные модели демонстрируют сегодняшнюю подвижность этнической культуры и ее готовность к последующим адаптациям. Виртуальность становится вписанной в реальность и оказывает влияние на контексты культур, взаимодействия и стратегии этнических групп.