Чувашский этноблогинг: практики репрезентации этничности в киберпространстве

DOI:10.33876/2311-0546/2025-2/187-206

Авторы

Ключевые слова:

блог, блогер, интернет, киберпространство, контент, социальные сети, чуваши, этноблогер, этноблогинг

Аннотация

Одной из популярных форм репрезентации этничности в сети Интернет является этноблогинг, активно развивающийся в последние годы среди народов Урало-Поволжья, в т. ч. чувашей. В статье проанализирована ситуация в чувашском сегменте этноблогинга: изучен контент чувашских блогов на разных веб-платформах (YouTube, RuTube, Дзен, в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram и др.), охарактеризованы содержание и формы представления этнически маркированной информации, представлены индивидуальные установки, мотивации активности чувашских блогеров в процессе формирования контента, характер и значимость обратной связи блогеров с пользователями интернета, персональные характеристики чувашских блогеров. Основной целью исследования является определение роли этноблогинга в процессе репрезентации этничности чувашей в киберпространстве. Статья основана на анализе доступного контента в интернете, а также оффлайн-интервью с ведущими чувашским блогерами и экспертами в данном вопросе. Исследование показало, что чувашская блогосфера охватывает все популярные веб-платформы, но предпочтение отдается площадкам с молодежной аудиторией, на которую ориентирован преимущественно контент блогов. Мотивацией активности чувашских блогеров является стремление популяризировать наиболее яркие образцы этнокультурного наследия и стимулировать функциональность чувашского языка, прослеживается и коммерческий интерес. Основным инструментом для репрезентации образа народа в киберпространстве является этнокультурный контент, охватывающий весь спектр традиционного быта чувашей, получающий в блогах авторскую интерпретацию, благодаря чему блогеры конструируют новый образ чувашской этничности. Контент представлен в трех формах видео, фотографии и тексты. Чувашский язык выступает одним из основных инструментов самопрезентации блогеров. Блоги являются площадкой для обсуждения вопросов истории и культуры народа, которые в совокупности формируют актуальное пространство этничности чувашской пользовательской аудитории в интернете, отражают ее состояние. Творческая активность блогеров оказывает влияние на реальную аудиторию, признающую их авторитет в качестве лидеров общественного мнения.

Биография автора

  • Екатерина Ягафова, Самарский государственный социально-педагогический университет

    Ягафова Екатерина Андреевна — д. и. н., профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры и искусства, ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет (Российская Федерация, 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 59). Эл. почта: yagafova@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2784-8090

    Ссылка при цитировании: Ягафова Е. А. Чувашский этноблогинг: практики репрезентации этничности в киберпространстве // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 187206.

    Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00018, https://rscf.ru/project/23-28-00018/

    Научная литература

    Белоруссова С. Ю. Коренные малочисленные народы России: виртуальная этничности и сетевые опыты // Этнография. 2022. № 4. С. 84–111.

    Волокитина Н. А. Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве // Культурология. 2019. № 3 (33). С. 39–45. https://doi.org/10.34130/2223-1277-2019-3-39-45

    Гаврилов А. Г. Чувашские этноблогеры как субъекты медиасреды: языковые практики самопрезентации // Язык и слово. Сборник статей Всероссийской научной конференции (Чебоксары, 23 ноября 2023 года) / ред. Г. Е. Корнилов, А. М. Иванова, Е. Р. Якимова. Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 2023. С. 153–157.

    Гарифуллин В. З., Закиров Л. П. Роль блогосферы в развитии национального интернет-пространства // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. Т. 160. Кн. 4. С. 872–883.

    Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Виртуальная этничность и киберэтнография. СПб.: МАЭ РАН, 2021. 280 с.

    Головнев В. А. Медиатрансформации в этнографии и рождение этноблогинга (на примере хантов реки Тромъёган) // Этнография. 2021. № 4 (14). С. 186–210.

    Головнев В. А. Эвенкийский этноблогинг: виртуальная самопрезентация и теория социальной драматургии // Вестник антропологии. 2024. № 2. С. 129–146. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2024-2/129-146

    Граждан Е. Н. Лингвокультурный типаж «блогер» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10 (88). С. 84–87. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-1.17

    Киссер Т. С. Виртуальная идентичность российских немцев // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 64–84. https://doi.org/10.17223/2312461X/24/4

    Döring N. Identität + Internet = Virtuelle Identität? // Forum Medienethik. 2000. № 2. P. 65–75.

    Rötzer F. Interaktion — das Ende herkömmlicher Massenmedien // Medien und Öff entlichkeit. Positionierungen, Symptome, Simulationsbrüche. München, 1996. P. 96–114.

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Антропология цифрового человека