Преподавание татарского языка в Республике Мордовия: потенциал, проблемы, перспективы

Doi: 10.33876/2311-0546/2019-46-2/188-195

Авторы

  • Александр Валентинович Мартыненко Институт этнологии и антропологии РАН

Ключевые слова:

Республика Мордовия, татары, татарский язык, этнокультурное образование

Аннотация

В статье представлен анализ развития татарской национальной школы и особенностей преподавания татарского языка в советской и постсоветской Мордовии. Во вступительной части статьи констатируется, что в средние века и в последующий имперский период отечественной истории образование татар (в том числе на территории современной Мордовии) было в основном конфессиональным, мусульманским. Оно концентрировалось в школах двух ступеней – мектебах и медресе, и опиралось на ханaфитский мазхаб (правовой толк) суннитского ислама. Далее рассказывается, что светская по своей сути система национального образования татар сложилась в первые десятилетия советской власти, заменив собой традиционную конфессиональную (мусульманскую) школу. Дается обзор особенностей формирования татарской национальной школы в Мордовской АССР и ее дальнейшего сохранения в Республике Мордовия. Показано, что советская школьная система обучения обеспечила достаточно быстрый рост грамотности татар Мордовии уже в конце 1920-х – 1930-е гг., в том числе и в рамках национальной школы. Применительно к современному периоду подчеркивается особая роль в данной сфере не только органов государственной власти Республики Мордовия, но также Региональной национально-культурной автономии татар (РНКАТ) «Якташлар» и представителей государственных и общественных структур Татарстана. В завершении статьи делается вывод о том, что сложившаяся в советский период система татарских национальных школ в Мордовии адаптировалась к новым социокультурным и этнополитическим постсоветским реалиям, и преподавание татарского языка не только сохранилось в данном субъекте Российской Федерации в 1990–2010-х гг., но продолжает эффективно функционировать и развиваться.

Загрузки

Опубликован

02.02.2021

Выпуск

Раздел

Язык и идентичность (К году языков коренных народов)