Адаптация студентов-иностранцев: кейс — туркмены Сочинского института (филиала) РУДН им. Патриса Лумумбы

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/145-160

Авторы

  • Марина Белозёрова Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» https://orcid.org/0000-0002-3156-2458
  • Полина Куринских Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» https://orcid.org/0000-0002-5756-3643
  • Владимир Бобылёв Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы https://orcid.org/0000-0001-7397-8147

Ключевые слова:

иностранные студенты, туркмены, университет, социокультурная адаптация, межкультурная коммуникация, анкетный опрос, интервьюирование

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного в г. Сочи в 20232024 годах. Рассматривается опыт Сочинского института (филиала) РУДН им. Патриса Лумумбы по адаптации студентов-туркменов (кейс) и межкультурные коммуникации, определяющие их адаптацию к новой социокультурной среде. Проблему актуализирует увеличение студентов в высших учебных заведениях из азиатских стран бывшего СССР. В процессе обучения студенты-иностранцы объективно сталкиваются с этнопсихологическими, социокультурными и языковыми проблемами. Анализ накопленного опыта на региональном уровне позволяет его учитывать при разработке организационных предложений в системе высших учебных заведений. В статье использованы общенаучные (принципы системного, процессного, выборочного подходов, компаративных анализ, сравнительно-типологический) и специальные (анкетный опрос, интервью, включенное наблюдение) методы и техники (первичной статистической обработки данных, отражения полученных показателей в виде диаграмм, кейс-стади). Для решения поставленной проблемы были разработаны анкеты и вопросник для интервью. Результаты анкетного опроса 2023 г. показали быструю адаптацию студентов-туркменов к условиям иноязычной и инокультурной среды вуза и Сочи в целом. Этому способствовала сложившаяся в институте практика. Это формирование студенческих групп со смешанным этническим составом, привлечение студентов-туркменов к участию в спортивных соревнованиях и культурно-просветительских мероприятиях факультета и института, кураторство преподавателями и сокурсниками, обучение русскому языку в течение всех лет обучения, общение студентов-иностранцев в социальных сетях (ВК, Telegram, WhatsApp), организованных администрацией института и деканата, преподавателями. Однако данные интервью и включенного наблюдения, проведенных в 2024 г. показали, что студенты последующих лет обучения испытывают трудности в общении с представителями других народов и в ходе учебного процесса. В повседневной жизни студенты-туркмены сталкивались с недопониманием, главным образом, в бытовой сфере. Респонденты это связывали с незнанием менталитета, особенностей языка и традиций как туркменов, так и российских студентов, отсутствием общих интересов с однокурсниками. По данным интервью были выявлены и другие проблемы: недостаток знаний по русскому языку, по социальной и этнокультурной жизни региона, проблемы в освоении ряда дисциплин по специальности «История».

Биографии авторов

  • Марина Белозёрова, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук»

    Белозёрова Марина Витальевна д. и. н., доцент, главный научный сотрудник, ФГБУН Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (Российская Федерация, 354002 Сочи, ул. Яна Фабрициуса, 2/28). Эл. почта: mbelozerowa@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3156-2458

  • Полина Куринских, Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук»

    Куринских Полина Александровна к. и. н., заведующий лабораторией этносоциальных исследований, научный сотрудник, ФГБУН Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (Российская Федерация, 354002 Сочи, ул. Яна Фабрициуса, 2/28). Эл. почта: polina_alexandrowna@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5756-3643

  • Владимир Бобылёв, Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

    Бобылёв Владимир Владимирович к. полит. н., и. о. декана историко-филологического факультета, заведующий кафедрой истории и социально-гуманитарных дисциплин, Сочинский институт (филиал) РУДН (Российская Федерация, 354340 Адлер, ул. Куйбышева, 32). Эл. почта: bob_6767@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7397-8147

    Ссылка при цитировании: Белозёрова М. В., Куринских П. А., Бобылёв В. В. Адаптация студентов-иностранцев: кейс — туркмены Сочинского института (филиала) РУДН им. Патриса Лумумбы // Вестник антропологии. 2025. № 2. С. 145–160.

    Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания ФИЦ СНЦ РАН FGRW-2024-0002, № гос. регистрации 124022000096-2.

    Научная литература

    Белозёрова М. В. К проблеме толерантности и межкультурного взаимодействия в студенческой среде // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2 (46). С. 5–9.

    Белякова Л. Ф., Сидорова Т. Л., Петрунева Р. М., Васильева В. Д. Туркменские студенты в Волгоградском государственном техническом университете // Высшее образование в России. 2020. № 4. С. 127–135.

    Варганова Г. В. Кейс-стади как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36–42.

    Власов С. Д., Паницков А. С., Назинцева А. Ю. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования образовательной миграции в РФ // Актуальные проблемы и перспективы инновационной агроэкономики. Саратов: Центр социальных агроинноваций СГАУ, 2020. С. 43–47.

    Григорян А. А., Попкова Е. Б. Обучение русскому языку студентов из Туркменистана // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 4. С. 302–315. 

    Кудоярова Т. В. Русский язык в современной образовательной среде Туркменистана // Вестник РУДН. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 3. С. 70–74.

    Мартынова М. Ю. СМС-сообщения и вайбер-коммуникация — современный письменный разговор глазами социального антрополога // Вестник антропологии. 2024. № 2. С. 389–395. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2024-2/389-395

    Милёхин А. Мир человека: Демография. Социология. Психология. Маркетинг. М.: Типография «Ваш формат», 2024. 202 с.

    Михайлов А. С. Кейс-стади — исследовательская стратегия или мета-метод? // Экономика и социум. 2014. № 3 (12). С. 543–551.

    Хавдок А. Н. Проблемы этнолингвоориентированного обучения русскому языку как иностранному в туркменской аудитории // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». 2018. № 4 (228). С. 99–105.

    Чан Сяньминь, Бе Чуньхун. Эволюция языковой политики в Туркменистане периода независимости // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 359–361.

    Шашнева Е. Н., Салаева С. К. Значение русского языка в Туркменистане // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: Материалы ХIV Международной научной конференции, Москва-Иваново-Шуя, 06–07 октября 2021 года / Отв. ред. А. А. Червова. Шуя: Шуйский филиал ФГБОУВО "Ивановский государственный университет", 2021. С. 73–75.

    Шитова Н. Б. Понятие «образовательная миграция»: отражение государственно-правового взгляда в актах стратегического планирования // Журнал юридических исследований. 2019. Т. 4. № 4. С. 713.

    Ювшанов Х. Б. Туркменский язык и периоды его развития // Вестник науки. 2023. Т. 5. № 10 (67). С. 483–485.

    Buzan B. The "War on Terrorism" as the New Macro-Securitization. Oslo: Workshop papers, 2006. 25 p.  

    Gerring J. What Is a Case Study and What Is It Good for? // American Political Science Review. Vol. 98. № 2. 2024. P. 341–354.  http://www.jstor.org/stable/4145316?origin=JSTOR-pdf

    Hosseini Z., Kotilainen S., Okkonen J. The Potential of Social Media to Enhance Cultural Adaptation: A Study on Iranian Student in the Finnish Context // Information Technology and Systems: Proceedings of ICITS 2020 / ed. by Á. Rocha et al. Cham: Springer International Publishing, 2020. P. 535–549. https://doi.org/10.1007/978-3-030-40690-5_52

    Lim K., Meier E. B. International Students’ Use of Social Network Services in the New Culture. A Case Study with Korean Youths in the United States // Asia Pacific Education Review. 2012. № 13. P. 113–120. https://doi.org/10.1007/s12564-011-9173-x

    Sandel T. L. «Oh, I’m Here!»: Social Media’s Impact on the Cross-cultural Adaptation of Students Studying Abroad // Journal of Intercultural Communication Research. 2014. № 43. P. 1–29. https://doi.org/10.1080/17475759.2013.865662

    Sanusi B. O., Omowale A., Kayode O. J. Adapting Social Media for Formal Learning in Nigeria: Challenges and Prospects // Arabian Journal of Business and Management Review (OMAN Chapter). 2014.Vol. 3. № 9. P. 22–30.

    Sawyer R., Chen G. M. The Impact of Social Media on Intercultural Adaptation // Intercultural Communication Studies. 2012. Vol. 21. № 2. P. 151–169.

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Миграции и современный социум