Адаптация студентов-иностранцев: кейс — туркмены Сочинского института (филиала) РУДН им. Патриса Лумумбы
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/145-160
Ключевые слова:
иностранные студенты, туркмены, университет, социокультурная адаптация, межкультурная коммуникация, анкетный опрос, интервьюированиеАннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного в г. Сочи в 2023–2024 годах. Рассматривается опыт Сочинского института (филиала) РУДН им. Патриса Лумумбы по адаптации студентов-туркменов (кейс) и межкультурные коммуникации, определяющие их адаптацию к новой социокультурной среде. Проблему актуализирует увеличение студентов в высших учебных заведениях из азиатских стран бывшего СССР. В процессе обучения студенты-иностранцы объективно сталкиваются с этнопсихологическими, социокультурными и языковыми проблемами. Анализ накопленного опыта на региональном уровне позволяет его учитывать при разработке организационных предложений в системе высших учебных заведений. В статье использованы общенаучные (принципы системного, процессного, выборочного подходов, компаративных анализ, сравнительно-типологический) и специальные (анкетный опрос, интервью, включенное наблюдение) методы и техники (первичной статистической обработки данных, отражения полученных показателей в виде диаграмм, кейс-стади). Для решения поставленной проблемы были разработаны анкеты и вопросник для интервью. Результаты анкетного опроса 2023 г. показали быструю адаптацию студентов-туркменов к условиям иноязычной и инокультурной среды вуза и Сочи в целом. Этому способствовала сложившаяся в институте практика. Это формирование студенческих групп со смешанным этническим составом, привлечение студентов-туркменов к участию в спортивных соревнованиях и культурно-просветительских мероприятиях факультета и института, кураторство преподавателями и сокурсниками, обучение русскому языку в течение всех лет обучения, общение студентов-иностранцев в социальных сетях (ВК, Telegram, WhatsApp), организованных администрацией института и деканата, преподавателями. Однако данные интервью и включенного наблюдения, проведенных в 2024 г. показали, что студенты последующих лет обучения испытывают трудности в общении с представителями других народов и в ходе учебного процесса. В повседневной жизни студенты-туркмены сталкивались с недопониманием, главным образом, в бытовой сфере. Респонденты это связывали с незнанием менталитета, особенностей языка и традиций как туркменов, так и российских студентов, отсутствием общих интересов с однокурсниками. По данным интервью были выявлены и другие проблемы: недостаток знаний по русскому языку, по социальной и этнокультурной жизни региона, проблемы в освоении ряда дисциплин по специальности «История».