Профессиональные компетенции педагогов как ресурс адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/122-131

Авторы

Ключевые слова:

качество образования, межкультурная компетентность, адаптация детей из семей с миграционной историей, адаптация средствами образования, , миграционные исследования

Аннотация

В статье обсуждается проблема профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми (обучающимися) с миграционной историей, то есть детьми с особыми образовательными потребностями. Предлагается понимать под «детьми с миграционной историей» тех детей, у которых хотя бы один родитель родился за пределами Российской Федерации. Именно учителя становятся основными помощниками и «направляющими» в сложном процессе языковой и социально-культурной адаптации, который проходит такой ребенок в школе. Полиэтничность российского государства влияет на содержание образования, которое во многих субъектах РФ имеет значимую этнокультурную составляющую, особенно в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Она определяет и повседневные практики педагогических работников учителей и воспитателей, которые ежедневно приходят на работу в классы и группы, где за партами сидят дети самой разной этнической и конфессиональной принадлежности. Для успешного взаимодействия с ними и особенно с их родителями и членами семей, педагогу важно обладать межкультурной компетентностью и владеть технологиями адаптации и интеграции иноэтничных обучающихся в классные коллективы. Авторы предлагают обратить особое внимание на повышение квалификации педагогических работников и специалистов, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами в образовательной среде, предусмотренное пунктом 12 Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, и включить в содержании любой подобной программы повышения квалификации ряд методических и дидактических аспектов.

Биографии авторов

  • Елена Омельченко, Московский педагогический государственный университет

    Омельченко Елена Александровна — д. и. н., декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», заместитель директора, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Российская Федерация, 119571 Москва, пр. Вернадского, д. 88). Эл. почта: etno1@dol.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2019-2586

  • Анна Шевцова, Московский педагогический государственный университет

    Шевцова Анна Александровна — д. и. н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Российская Федерация, 119571 Москва, пр. Вернадского, д. 88). Эл. почта: ash@inbox.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3602-4728

    Ссылка при цитировании: Омельченко Е. А., Шевцова А. А. Профессиональные компетенции педагогов как ресурс адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 122–131.

    Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (тема № 124031100002-4 «Социокультурная среда как ресурс адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей»).

    Научная литература

    Горшенина С. Н. Содержательно-процессуальные аспекты подготовки будущих педагогов к этнокультурному образованию школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6 (22). https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelno-protsessualny-e-aspekty-podgotovki-buduschih-pedagogov-k-etnokulturnomu-obrazovaniyu-shkolnikov

    Деминцева Е. Б. Этнические VS социальные границы: дети мигрантов в школах // Этнографическое обозрение. 2019. № 2. С. 98–113. https://doi.org/10.31857/S086954150004878-5

    Железнякова Е. А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 774–778.

    Заркенова Ж. Т. Содержание и структура этнокультурной компетенции будущих педагогов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 3. С. 14–17. https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1614

    Мартынова М. Ю. Школьное образование в адаптации мигрантов (зарубежные и российские модели) // Вестник российской нации. 2014. № 2. С. 173–195.

    Омельченко Е. А., Шевцова А. А. Дети с миграционной историей в системе образования Оренбургской области // Исторический поиск. 2023а. Т. 4. № 3. С. 109–123. https://doi.org/10.47026/2712-9454-2023-4-3-109-123

    Омельченко Е. А., Шевцова А. А. Дети с миграционной историей в системе образования Мурманской области // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023б. № 2 (89). С. 27–35.

    Павлова О. С., Назранова Л. Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников // Психологическая наука и образование psyedu. 2015. Т. 7. № 2. С. 35–47. https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070204

    Поберезкая В. Ф., Терентьева С. Н. Модель формирования этнокультурной компетентности у будущих учителей начальных классов (на примере ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») // Человек. Культура. Образование. 2023. № 4 (50). С. 149–166. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-4-149

    Урусова З. М., Джанибекова Э. Х. Этнокультурная компетентность педагога // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 3. С. 125–129. https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-kompetentnost-pedagoga-1

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Дети с миграционной историей и школа