Профессиональные компетенции педагогов как ресурс адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/122-131
Ключевые слова:
качество образования, межкультурная компетентность, адаптация детей из семей с миграционной историей, адаптация средствами образования, , миграционные исследованияАннотация
В статье обсуждается проблема профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми (обучающимися) с миграционной историей, то есть детьми с особыми образовательными потребностями. Предлагается понимать под «детьми с миграционной историей» тех детей, у которых хотя бы один родитель родился за пределами Российской Федерации. Именно учителя становятся основными помощниками и «направляющими» в сложном процессе языковой и социально-культурной адаптации, который проходит такой ребенок в школе. Полиэтничность российского государства влияет на содержание образования, которое во многих субъектах РФ имеет значимую этнокультурную составляющую, особенно в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Она определяет и повседневные практики педагогических работников — учителей и воспитателей, которые ежедневно приходят на работу в классы и группы, где за партами сидят дети самой разной этнической и конфессиональной принадлежности. Для успешного взаимодействия с ними и особенно с их родителями и членами семей, педагогу важно обладать межкультурной компетентностью и владеть технологиями адаптации и интеграции иноэтничных обучающихся в классные коллективы. Авторы предлагают обратить особое внимание на повышение квалификации педагогических работников и специалистов, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами в образовательной среде, предусмотренное пунктом 12 Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, и включить в содержании любой подобной программы повышения квалификации ряд методических и дидактических аспектов.