Трудные вопросы взаимодействия с иноэтничными родителями в практике российских школ
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/109-121
Ключевые слова:
иноэтничные родители, школа, адаптация, миграция, социализацияАннотация
Поддержка образовательной организации и работа с родителями важны для адаптации учащихся из семей с миграционной историей. Родители, столкнувшись с трудностями на новом месте жительства, часто сами не могут помочь детям в адаптации, поэтому школа должна стать основным институтом помощи, применяя особый подход и оказывая непрерывную психолого-педагогическую поддержку. Опыт образовательных организаций из различных регионов показывает, что для решения затруднений, вызванных слабым владением русским языком у иноэтничных родителей, их культурными и религиозными особенностями, следует создавать волонтерские группы с участием школьных специалистов, представителей диаспор и других родителей с миграционной историей, имеющих позитивный опыт адаптации. Деятельное участие школы в жизни таких семей может заключаться в помощи с обучением взрослых русскому языку и приемам помощи детям, неформальному вовлечению их во внеклассные мероприятия — через театральную деятельность, спорт, интеллектуальные и соревновательные виды деятельности, в непрерывном сопровождении семьи сотрудниками школы — классным руководителем, психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования. Привлечение родителей к участию школьной жизни укрепляет уверенность ребенка, способствует социализации и формированию партнерских отношений между школой и семьей.