Трудные вопросы взаимодействия с иноэтничными родителями в практике российских школ

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/109-121

Авторы

  • Елена Теплова Московский педагогический государственный университет

Ключевые слова:

иноэтничные родители, школа, адаптация, миграция, социализация

Аннотация

Поддержка образовательной организации и работа с родителями важны для адаптации учащихся из семей с миграционной историей. Родители, столкнувшись с трудностями на новом месте жительства, часто сами не могут помочь детям в адаптации, поэтому школа должна стать основным институтом помощи, применяя особый подход и оказывая непрерывную психолого-педагогическую поддержку. Опыт образовательных организаций из различных регионов показывает, что для решения затруднений, вызванных слабым владением русским языком у иноэтничных родителей, их культурными и религиозными особенностями, следует создавать волонтерские группы с участием школьных специалистов, представителей диаспор и других родителей с миграционной историей, имеющих позитивный опыт адаптации. Деятельное участие школы в жизни таких семей может заключаться в помощи с обучением взрослых русскому языку и приемам помощи детям, неформальному вовлечению их во внеклассные мероприятия через театральную деятельность, спорт, интеллектуальные и соревновательные виды деятельности, в непрерывном сопровождении семьи сотрудниками школы классным руководителем, психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования. Привлечение родителей к участию школьной жизни укрепляет уверенность ребенка, способствует социализации и формированию партнерских отношений между школой и семьей.

Биография автора

  • Елена Теплова, Московский педагогический государственный университет

    Теплова Елена Феликсовна — к. и. н., директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, доцент кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Российская Федерация, 119435 Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1). Эл. почта: ef.teplova@mpgu.su

    Ссылка при цитировании: Теплова Е. Ф. Трудные вопросы взаимодействия с иноэтничными родителями в практике российских школ // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 109–121.

    Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (тема № 124031100002-4 «Социокультурная среда как ресурс адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей»).

    Научная литература

    Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети и родители мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176–199. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-1-176-199

    Горячев Ю. А., Захаров В. Ф., Омельченко Е. А. Международные стандарты образования: уроки истории и современность: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Этносфера, 2023. 302 с.

    Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России: учеб. пособие / А. Л. Абаев, Д. В. Иванюшин, В. Ю. Леденева и др.; отв. ред. М. А. Омаров. М.: РГГУ, 2023. 471 c.

    Омельченко Е. А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования): дисс. … д-ра ист. наук. М.: 2022. https://www.chuvsu.ru/wp-content/uploads/2022/02/omelchenko_ea-disser.pdf

    Омельченко Е. А. Интеграция детей из семей мигрантов: российский и мировой опыт. Монография. М.: Этносфера, 2018. 416 с.

    Омельченко Е. А. Реализация задач государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования // Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России: учеб. пособие / А. Л. Абаев, Д. В. Иванюшин, В. Ю. Леденева и др.; отв. ред. М. А. Омаров. М.: РГГУ, 2023. С. 355–394.

    Омельченко Е. А., Шевцова А. А. (под общ. ред.). Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования: монография. М.: Этносфера, 2022. 169 с.

    Починова О. Г. (сост.). Специфика обучения и социально-культурной адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / Севастополь, ГАОУ ПО ИРО, 2021. 24 c. https://www.sev-iro.ru/files/02.06.2022-metodicheskie-rekomendatsii-spetsifika-obucheniya-i-sotsialno-kulturnoy-adaptatsii-detey-inostrannykh-grazhdan-.pdf?ysclid=m5v2wzw9vy293243050

    Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Ткаченко Н. В. (под ред.). Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 221 с.

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Дети с миграционной историей и школа