Использование ресурсов социокультурной среды для адаптации детей-мигрантов: опыт Санкт-Петербурга
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/97-108
Ключевые слова:
адаптация и интеграция, дети-инофоны, практики адаптации, аккультурация, дети-мигранты, принимающее сообществоАннотация
Проблема социокультурной и языковой адаптации и интеграции в российское общество семей мигрантов из стран ближнего зарубежья сохраняет актуальность уже не одно десятилетние после распада Советского Союза. Хотя интенсивность миграционных потоков в Россию в последние годы снизилась, уже переселившиеся на территорию страны семьи с детьми (преимущественно из республик Центральной Азии) создают высокую концентрацию мигрантов в отдельных регионах, районах и образовательных учреждениях, что требует от общества и государства принятия мер по гармоничному включению этих групп в принимающее сообщество. Для этого необходимо изучение и распространение успешных практик образовательных организаций регионов по работе в этом направлении. В статье рассматривается опыт Санкт-Петербурга по использованию ресурсов социокультурной среды в процессе адаптации и интеграции детей-инофонов — на примере опыта конкретной школы № 443 Фрунзенского района. За последние 10–15 лет педагогический коллектив школы накопил большой и успешный опыт в этой сфере, активно используя музейные комплексы Санкт-Петербурга, площадки учреждений дополнительного образования района, привлекая к этой деятельности социальных партнеров и родителей. Ежегодные результаты тестирований (предметных, психологических, на функциональную грамотность и т. д.) детей-мигрантов, обучающихся в школе, демонстрируют не только поступательное повышение уровня владения русским языком и общей успеваемости, но и позитивные изменения в структуре личности детей-инофонов, успешное включение их в культурное пространство города и страны, осознание себя частью социокультурного пространства города и российского общества в целом. Представляется весьма целесообразным распространение опыта школы на образовательные организации Санкт-Петербурга и других крупных городов РФ.