Роль социокультурной среды в адаптации учеников из Центральной Азии: опыт Челябинской и Томской областей

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/86-96

Авторы

Ключевые слова:

миграция, интеграция, дети с миграционной историей, социокультурная среда, социокультурная адаптация, МПГУ, Этносфера

Аннотация

Успех процесса интеграции детей с миграционной историей в образовательных организациях зависит от того, насколько системно выстраивается работа по их языковой, психологической и социокультурной адаптации. Использование ресурсов социокультурной среды и привлечение социальных партнеров играют в процессе выстраивания этой работы важную роль. Однако при том, что образовательные организации в разных регионах России испытывают примерно одинаковые проблемы, связанные с возрастающим в последние годы притоком мигрантов, и алгоритм работы внутри школ примерно одинаков, механизмы выстраивания взаимодействия с внешними партнерами в социокультурной среде каждого региона и города разные. В данной статье рассматривается опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и партнеров в Челябинской и Томской областях, который может быть представлен как интеграционная модель с региональным компонентом. Он демонстрирует не только активное использование, но и формирование среды: в работу вовлекаются самые разные социальные группы, среди которых социализация и интеграция детей с миграционной историей происходит довольно успешно. В целом, актуализируется понимание социокультурной среды как комплекса условий, от которых зависит существование и развитие личности и социума.

Биография автора

  • Марина Кривенькая, Московский педагогический государственный университет

    Кривенькая Марина Александровна — к. филол. н., доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, Московский педагогический государственный университет (Российская Федерация, 119435 Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1). Эл. почта: marina1008@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8338-510X 

    Ссылка при цитировании: Кривенькая М. А. Роль социокультурной среды в адаптации учеников из Центральной Азии: опыт Челябинской и Томской областей // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 86–96.

    Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (тема № 124031100002-4 «Социокультурная среда как ресурс адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей»).

    Научная литература

    Александров Е. П. Образовательная среда и социокультурные пространства // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2005. № 2. С. 56–58.

    Евтушенко Ю. Н. Дополнительное образование как социокультурная среда развития личности // Вестник ЧГПУ. 2009. № 12. С. 29–30.

    Козлова Н. Г. Педагогическая сущность понятия социокультурной среды образовательного учреждения, значение ее формирования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 3А. С. 119–126.

    Кузнецов И. М., Мукомель В. И. Адаптационные возможности и сетевые связи мигрантских этнических меньшинств. М.: ИС РАН, 2005. 50 c.

    Лебедева Н. М., Татарко А. Н. (под ред.). Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. М.: РУДН, 2009. 420 с.

    Омельченко Е. А. Интеграция мигрантов средствами образования: российский и мировой опыт. М.: Этносфера, 2018. 416 с.

    Омельченко Е. А., Кривенькая М. А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в контексте национальной безопасности // Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности [Электронное издание]. 2021. Т. 1, № 3. С. 20–32. https://doi.org/10.21672/2713-024X-2021-3-1-020-032

    Омельченко Е. А., Шевцова А. А. (под ред.). Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования. М.: Этносфера, 2022. 123 с.

    Прищепа И. М. и др. (под ред.). Социокультурная среда: системная организация, антропологическое измерение, пограничная специфика: материалы международной заочной научно-практической конференции. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. 155 с.

    Ромодановский К. О., Мукомель В. И. Регулирование миграционных процессов: проблемы перехода от реактивной к системной политике // Общественные науки и современность. 2015. № 5. С. 5–17.

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Дети с миграционной историей и школа