Роль социокультурной среды в адаптации учеников из Центральной Азии: опыт Челябинской и Томской областей
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/86-96
Ключевые слова:
миграция, интеграция, дети с миграционной историей, социокультурная среда, социокультурная адаптация, МПГУ, ЭтносфераАннотация
Успех процесса интеграции детей с миграционной историей в образовательных организациях зависит от того, насколько системно выстраивается работа по их языковой, психологической и социокультурной адаптации. Использование ресурсов социокультурной среды и привлечение социальных партнеров играют в процессе выстраивания этой работы важную роль. Однако при том, что образовательные организации в разных регионах России испытывают примерно одинаковые проблемы, связанные с возрастающим в последние годы притоком мигрантов, и алгоритм работы внутри школ примерно одинаков, механизмы выстраивания взаимодействия с внешними партнерами в социокультурной среде каждого региона и города разные. В данной статье рассматривается опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и партнеров в Челябинской и Томской областях, который может быть представлен как интеграционная модель с региональным компонентом. Он демонстрирует не только активное использование, но и формирование среды: в работу вовлекаются самые разные социальные группы, среди которых социализация и интеграция детей с миграционной историей происходит довольно успешно. В целом, актуализируется понимание социокультурной среды как комплекса условий, от которых зависит существование и развитие личности и социума.