Язык как средство коммуникации и репрезентации идентичности этнопрофессиональной группы филологов-удмуртоведов

10.33876/2311-0546/2024-4/236-253

Авторы

Ключевые слова:

удмуртский язык, билингвизм, языковая среда, этнопрофессиональное сообщество, языковое образование, этническая идентичность

Аннотация

Статья посвящена изучению русско-удмуртской профессиональной языковой среды: бытованию русского и удмуртского языков, выявлению уровня билингвизма в условиях широкого распространения русского языка, а также выяснению взаимосвязей между языковыми практиками и этнической идентичностью. Статья представляет собой комплексное междисциплинарное этнолого-лингвистическое исследование, что позволяет рассмотреть поставленные проблемы с применением разных методологических подходов. В качестве источниковой базы использованы материалы анкетирования, проведенного на базе опросника Техасского Университета «Bilingual language profile», дополненного несколькими блоками вопросов этносоциальной тематики, а также интервью, проведенные с представителями языковой среды. Для анализа было избрано этнопрофессиональное сообщество филологов-удмуртоведов, что позволило рассмотреть функционирование удмуртского языка в среде с повышенным интересом к удмуртской филологии. Данные для исследования собраны в ходе экспедиции в Республику Удмуртия в декабре 2023 г. В ходе исследования использованы качественные (анализ собранных интервью) и количественные методы (анализ и графическая репрезентация собранных анкетных данных). Проведенное исследование выявило сложившуюся ситуацию сбалансированного билингвизма в изучаемой среде. Анкетирование и анализ данных показали, что в исследуемом сообществе удмуртский язык выполняет функции самоидентификации и репрезентации этнической идентичности, а также используется как основное средство коммуникации.

Биографии авторов

  • Герман Устьянцев, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Устьянцев Герман Юрьевич –– к. и. н., ассистент кафедры этнологии исторического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119192 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, Г-429). Эл. почта: ustyan-93@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0655-3127

  • Галина Глухова, Удмуртский государственный университет

    Глухова Галина Анатольевна –– к. филолог. н., доцент кафедры удмуртской литературы и литературы народов России, директор Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики, Удмуртский государственный университет (Российская Федерация, 426034 Ижевск, ул. Университетская, д. 1, к. 2). Эл. почта: galant@udm.ru

  • Артем Ананьев, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Ананьев Артём Алексеевич –– студент кафедры этнологии исторического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119192 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, Г-429). Эл. почта: An.artem02@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0009-0007-6923-3784

  • Юлия Синицына, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Синицына Юлия Вячеславовна –– преподаватель отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, ГСП-1). Эл. почта: jv.sinitsyna@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2408-6270

  • Ирина Хомченкова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Хомченкова Ирина Андреевна –– преподаватель отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова, научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики ИРЯ им. В. В. Виноградова (Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, ГСП-1). irina.khomchenkova@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1653-0201

  • Ольга Федорова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Федорова Ольга Викторовна –– д. филолог. н., профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, ГСП-1). olga.fedorova@msu.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5034-3859

  • Регина Насырова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Насырова Регина Руслановна –– студент отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, ГСП-1). Эл. почта: regina.nasyrova55@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0009-0008-6280-0667

    Ссылка при цитировании: Устьянцев Г. Ю., Глухова Г. А., Ананьев А. А., Синицына Ю. В., Федорова О. В., Хомченкова И. А., Насырова Р. Р. Язык как средство коммуникации и репрезентации идентичности этнопрофессиональной группы филологов-удмуртоведов // Вестник антропологии. 2024. № 4. C. 236–253.

    Исследование выполнено в рамках грантового исследования научно-образовательных школ «От Поволжья до Кавказа: языковое и культурное многообразие Центра и Юга России», совместно осуществляемого кафедрой этнологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и отделением теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

    Источники и научная литература
    1. ВПН 2020–2021 — Всероссийская перепись населения 2020 г. https://rosstat.gov.ru/vpn/2020
    2. ВПН 2010 — Всероссийская перепись населения 2010 г. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
    3. ПМА 2023 — Полевые материалы авторов. Удмуртская Республика. г. Ижевск, Завьяловский, Киясовский, Малопургинский районы. Декабрь 2023 г.
    4. Bilingual Research Journal — Bilingual Research Journal (1975–). https://www.tandfonline.com/toc/ubrj20/current
    5. Bilingualism: Language and Cognition — Bilingualism: Language and Cognition (1998–). https://www.cam-bridge.org/core/journals/bilingualism-language-and-cognition
    6. Birdsong et. al. 2012 — Birdsong D., Gertken L. M., Amengual M. Bilingual Language Profile: An Easy-to-use Instrument to Assess Bilingualism. Austin: COERLL, University of Texas at Austin, 2012. Web. https://sites.la.utexas.edu/bilingual
    7. BLP — Bilingual Language Profile (BLP). https://sites.la.utexas.edu/bilingual/ [сайт проекта].
    8. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism — International Journal of Bilingual Education and Bilingualism (1998–). https://www.tandfonline.com/journals/rbeb20
    9. Journal of Multilingual and Multicultural Development — Journal of Multilingual and Multicultural Development (1980–). https://www.tandfonline.com/toc/rmmm20/current
    10. The International Journal of Bilingualism — The International Journal of Bilingualism (1997–). https://journals.sagepub.com/home/IJB
    11. Баталова Р. М. Пермские языки // Языки мира. Уральские языки / В. Н. Ярцева (гл. ред.) и др. М.: Наука, 1993. С. 209–214.
    12. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. 6. Языковые контакты / ред. В. Ю. Розенцвейг. М.: Прогресс, 1972. C. 25–60.
    13. Вахтин Н. Б., Головко Е. В. Социолингвистика и социология языка. Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная академия», Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2004. 336 с.
    14. Владыкин В. Е. Структурные компоненты удмуртского этноса // Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты / Отв. ред. Н.Ф. Мокшин [и др.]. М: Наука, 2000. С. 428–429.
    15. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. 245 с.
    16. Воронцов В. С., Мартыненко А. В., Орлова О. В. Марий Эл, Мордовия, Удмуртия: современная этноконфессиональная ситуация. Йошкар-Ола: Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, 2021. 292 с.
    17. Воронцов В. С. Этнолингвистические характеристики жителей Удмуртии (по данным переписей населения) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 2019. Т. 3. Вып. 4. С. 516–522.
    18. Воронцов С. В., Загребин А. Е. Языковая ситуация в Удмуртской Республике // Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2021. С. 90–105.
    19. Губогло М. Н., Смирнова С. К. Феномен Удмуртии. Парадоксы этнополитической трансформации на исходе ХХ века. М.: ИЭА РАН, 2001. 496 с.
    20. Кашкин Е. В., Винклер М.-Э. А. Языковая ситуация у татышлинских удмуртов: наблюдения экспедиций ОТиПЛа МГУ // Родной язык. 2024. № 1. С. 16–43.
    21. Кельмаков В. Е. Удмуртский язык // Языки мира. Уральские языки / В. Н. Ярцева (гл. ред.) и др. М.: Наука, 1993. С. 239–254.
    22. Кельмаков В. К. Краткий курс удмуртской диалектологии: учебное пособие для высших учебных заведений. Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Удмурт. гос. ун-т, Фак. удмурт. филологии, Каф. общ. и финно-угор. языкознания. Изд. 2-е, стер. Ижевск: Удмуртский университет, 2006. 385 с.
    23. Косарева И. А. Этнографические группы удмуртского народа (опыт выделения). Ч. 1 // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2017. Т. 37, № 2. 193 с.
    24. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А., Семёнов В. Г., Отставнова Г. В. Диалектологический атлас удмуртского языка. Карты и комментарии. Выпуск I. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. 260 с.
    25. Пивнева Е. А. Поддержка и развитие финно-угорских языков в контексте этнокультурной ситуации // Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы / под ред. В. А. Тишкова. М.: ИП А. Г. Яковлев, 2011. С. 64–89.
    26. Родина Н. М., Протасова Е. Ю. Взаимодействие семьи и детского сада при воспитании двуязычия: анализ практик // Родной язык. 2024. № 1. С. 44–69.
    27. Садиков Р. Р. Этнокультурное развитие закамских удмуртов в XX–XXI вв. // Вордскем кыл. 2023. № 7. С. 39–44.
    28. Соколовский С. В. Метафизика идентичности и исследования процессов идентификации в социальных науках // Сибирские исторические исследования. 2015. № 1. С. 8–22.
    29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. 342 с.
    30. Dunn A. L., Fox Tree J. E. A Quick, Gradient Bilingual Dominance Scale // Bilingualism: Language and Cognition. 2009. Vol. 12. No 3. P. 273–289. https://doi.org/10.1017/S1366728909990113
    31. Ferguson C. A. Diglossia // WORD. 1959. № 15(2). P. 325–340.
    32. Fishman J. The Sociology of Language // Advances in Sociology of Language / Ed. by J. A. Fishman. The Hague: Mouton de Gruyter, 1972. P. 217–404.
    33. Gertken L. M., Amengual M., Birdsong D. Assessing Language Dominance with the Bilingual Language Profile // Measuring L2 proficiency: Perspectives from SLA / ed. by P. Leclercq, A. Ed- monds, H. Hilton. Bristol: Multilingual Matters, 2014. P. 208–225. https://sites.la.utexas.edu/bilingual/files/2012/01/Assessing_Language_Dominance_BLP.pdf
    34. Grosjean F. Studying Bilinguals. Oxford: Oxford University Press, 2008. 314 p.
    35. Gumperz J. The Speech Community // Linguistic Anthropology: A reader / ed. by A. Duranti. Cambridge: Cambridge University Press, 1968. P. 66–73. https://doi.org/10.1017/ CBO9780511810190
    36. Kremin L. V., Byers-Heinlein K. Why not Both? Rethinking Categorical and Continuous Approaches to Bilingualism. PsyArXiv. 2020. Vol. 25. No 6. P. 1560–1575. https://doi.org/10.1177/13670069211031986
    37. Marian V., Blumenfeld H., Kaushanskaya M. The Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-Q): Assessing Language Profiles in Bilinguals and Multilinguals // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2007. Vol. 50. No 4. P. 940–967.
    38. Marian V., Hayakawa S. Measuring Bilingualism: The Quest for a “Bilingualism Quotient” // Applied Psycholinguistics. 2020. Vol. 42. No 2. P. 1–22. https://doi.org/10.1017/S0142716420000533
    39. Montrul S. Dominance and Proficiency in Early and Late Bilingualism // Language Dominance in Bilinguals: Issues of Measurement and Operationalization / ed. by C. Silva-Corvalán, J. Treffers-Daller. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 15–35. https://doi.org/10.1017/CBO9781107375345.002
    40. Toulouze E. La langue oudmourte dans la diaspora orientale: étude de cas // Études finno-ougriennes. 2013. Vol. 45. P. 117–134. https://doi.org/10.4000/efo.1872
    41. Treffers-Daller J. What Defines Language Dominance in Bilinguals? // Annual Review of Linguistics. 2019. Vol. 5. P. 375–393.
    42. Trudgill P. Sociolinguistics: An Introduction to Language and Society. Fourth Edition. Penguin books. 2000. 222 p.
    43. Waskom M. L. Seaborn: Statistical Data Visualization // Journal of Open Source Software. 2021. Vol. 6. No 60. P. 3021. https://doi.org/10.21105/joss.03021

Опубликован

22.12.2024

Выпуск

Раздел

Финно-угорские исследования