Антропология искусства: вопросы теории

10.33876/2311-0546/2024-4/217-235

Авторы

Ключевые слова:

антропология искусства, антроп/человек и региональное и национальное искусство, канон-морфема, культурный архетип

Аннотация

В статье рассматриваются предварительные междисциплинарные критерии понимания предметного поля искусства во взаимодействии антропологии и искусствознания. Следует отметить методологическую перспективность комплексного изучения содержания субъектов искусства применительно к различным регионам мира. Важно, что теоретическим осмыслением российского поля культуры заняты ученые разных сфер науки. Уникальным и специфическим содержанием антропологии искусства, по мнению авторов, являются обстоятельства культуры в трех ее измерениях: сакральном/этно-нацио-религиозном, социоорганизационном, природопроизводственном, как частей «матрицы бытия», что необходимо для научного понимания объекта и предметов обсуждаемого научного направления. Антропологическая природа искусства в его этническом понимании фактически не имеет согласованных научно-практических обоснований. Систематизация факторов производственного, социального, религиозного укладов в культуре народов позволяет наряду с исторической периодизацией ввести в научный оборот типологический аспект, характерный для этнического искусства. Соответственно антропологическая/этнокультурная экспонента искусства должна быть проанализирована в причинно-следственных связях   материального и духовного назначения «вещи» (человек-функция-форма). Эту мысль важно обсуждать в междисциплинарном диалоге, но нужно согласование и договоренность о некоторых категориях предметного плана и условиях их формулирования.

Биографии авторов

  • Владимир Кошаев, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Кошаев Владимир Борисович — д. иск., проф., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 125009 Москва, ул. Б. Никитская, д. 3, стр. 1). Эл. почта: koshaev@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5211-5254

  • Людмила Миссонова, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Миссонова Людмила Ивановна — к. и. н., ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский проспект, 32а). Эл. почта: missmila@iea.ras.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7376-3434

    Ссылка при цитировании: Кошаев В. Б., Миссонова Л. И. Антропология искусства: вопросы теории // Вестник антропологии. 2024. № 4. C. 217–235.

    Научная литература
    1. Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Аверинцев С. С. София-Логос: словарь. Киев: Дух и литера, 2006. С. 25–49.
    2. Бакштейн И. М., Барабанов Е. В., Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Петровская Е. В., Подорога В. А., Кротов Я. Что такое искусство? // Философский журнал. 2016. Т. 9. № 4. С. 18–47. https://doi.org/10.21146/2072-0726-2016-9-4-18-47
    3. Варламова Г. И. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре. Якутск: Северовед, 1996. 134 с.
    4. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика. Т. 1. М.; Л.: Государственное издательство политической литературы, 1929. 473 с.
    5. Горбунова Т. В. Изобразительное искусство в контексте культуры. Историко-культурологический анализ. Автореф. дисс. … доктора философских наук. СПб., 1995. 31 с.
    6. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.
    7. Даренский В. Ю. Н. Я. Данилевский как художественный критик // Тетради по консерватизму: Альманах. № 3. М.: (Фонд ИСЭПИ), 2020. 468 с. http://dx.doi.org/10.24030/24092517-2020-0-3-366-378
    8. Деяния Вселенских Соборов. Т. VII. Казань, 1891.
    9. Дулин буга Торгандунин = Торгандун среднего мира / Сост. А. Н. Мыреева. // Сер. Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Т. 31. Новосибирск: Наука, 2013. 856 с.
    10. Зеленский В. В. Толковый словарь по аналитической психологии. М.: Изд-во Когито-Центр, 2008. 336 с.
    11. Зубова Т. Д. Изучение народного искусства в 20–30-х гг. (В. С. Воронов, А. И. Некрасов, А. В. Бакушинский). Дисс. канд. искусствоведения. М., 1977.
    12. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала XX в.). Народы Севера и Дальнего Востока / Тр. Ин-та этнографии. Т. 81. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 500 с.
    13. Ивин А. А. (ред.). Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. 2004. 1072 с.
    14. Кант И. Сочинения. Т. 3. М.: изд-во «Мысль», 1964. 799 с.
    15. Касавин И. Т. (гл. ред. и сост.). Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Российская акад. наук, Ин-т философии РАН. М.: Канон+, 2009. 1247 с.
    16. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. М.: Этерна; Палимсест, 2012. 750 с. https://philosophy_sponville.academic.ru/116/АНТРОПОЛОГИЯ
    17. Кошаев В. Б. Типология авангарда // Научные труды. VII Международная научно-практическая конференция «Роль дизайна и искусства в культуре, науке и образовании ХХI века». М.: НОУ ВПО МГТА, 2012. Т. 9. С. 62–81.
    18. Кошаев В. Б. Типология искусства // Теория и история искусства. № 3/4. 2020. С. 44–74.
    19. Кошаев В. Б. Типология художественной культуры и образное миромоделирование в искусстве // Мат. конф., научной выст., фотовыст. «Миромоделирование: гуманитарные и художественные процессы в общественной жизни» / сост. В. Б. Кошаев. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2009. С. 11–30.
    20. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
    21. Миссонова Л. И. Многомерность пространства в мировоззрении и искусстве тунгусо-маньчжурской малочисленной этнической общности острова Сахалин // Археология, этнография и антропология Евразии. 2013. № 1 (53). С. 121–130.
    22. Напольских В. В. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: реконструкция, параллели, эволюция // Советская этнография. 1990. № 1. С. 65–74.
    23. Николаев Н. Н., Гук Д. Ю. Забытая находка из пятого Пазырыкского кургана // Кунсткамера. 2021. № 3 (13). С. 168–183. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2021-3(13)-168-183
    24. Общественное бытие и общественное сознание. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энцикло- педия, 1983. 840 с. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4611/ОБЩЕСТВЕННОЕ
    25. Прокофьев В. Н. Художественная критика — история искусства — теория общего художественного процесса: их специфика и проблемы взаимодействия в пределах искусствоведения / Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. М.: Советский художник, 1985. С. 266–279.
    26. Рождественский Ю. В. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. 325 с.
    27. Рождественский Ю. В. Философия языка. Культуроведение и дидактика: Современные проблемы науки о языке / Сост., ред., вступ. ст., коммент., указатель В. В. Яхненко. М.: Грантъ, 2003. 240 с.
    28. Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Сб. тр. Научно-исследовательского инcтитута художественной промышленности. М.: Госместпромиздат, 1972. Вып. 5. С. 127–134.
    29. Тойнби A. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 730 с.
    30. Философский энциклопедический словарь. М.: 2010. [электронный ресурс]. http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophy/fc/slovar-192-2.htm#zag-352
    31. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб.: В. И. Губинский, 1910. 676 с.
    32. Шаронов А. М. Масторава. Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2020. 500 с.
    33. Шмит Ф. И. Избранное. Искусство: Проблемы теории и истории. (Серия Российские пропилеи). СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 312 с.
    34. Шпенглер О. Закат Европы. М: «Наука», 1993. 592 с.
    35. Щепкин В. В. Айны глазами японцев: неизвестная коллекция А. В. Григорьева. СПб.: Арка, 2022. 302 с.
    36. Эпистемология // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. Минск: Книжный Дом. 1999. [Электронный ресурс]. http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/articles/622/epistemologiya.htm
    37. Ямаева Е. Е. Мифологические основы алтайского эпоса. Мотив «Человек-птица против Одноглазового врага»: в контексте интерпретации материалов пазырыкской культуры // Кунсткамера. 2021. № 3 (13). С. 184–193. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2021-3(13)-184-193

Опубликован

22.12.2024

Выпуск

Раздел

Антропология искусства