Антирелигиозная борьба против таджикских исмаилитов в 1920-е годы (на основе архивных документов)
10.33876/2311-0546/2024-4/158-172
Ключевые слова:
Ага-Хан III, исмаилитское сообщество, Таджикистан, антирелигиозная борьба, закят, духовная связьАннотация
Статья посвящена антирелигиозной борьбе Советского государства против ислама в Средней Азии на примере исмаилитской общины Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Основным источником исследования стали архивные материалы из двух российских архивов — Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). В исследовании был проведен критический анализ архивных документов. Учитывался контекст их появления. Была предпринята попытка осмыслить и научно оценить тот факт, что трансляторами знаний об исмаилитах региона были сотрудники Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), которые сами имели очень поверхностные знания об истории данного течения ислама. Несмотря на тенденциозность рассекреченных архивных материалов относительно антирелигиозной борьбы в ранние годы Советского государства, тем не менее они дают исследователям много полезных сведений как статистического характера, так и социо-политического контекста. Сотрудники ОГПУ на местах достаточно хорошо владели информацией относительно объема закята для Ага-Хана III, путях его доставки и людей, вовлеченных в этот процесс. Такие данные помогают исследователям глубже осмыслить социо-экономическое состояние религиозных общин, роль их активистов в налаживании контактов рядовых членов общины с их духовным лидером и т. д. Важным является и сопоставительный анализ материалов, подготовленных государственными чиновниками, и документов, хранящихся в личных архивах исмаилитов ГБАО. Они отличаются не только по стилю написания, но и по содержанию. Борцы против религии при подготовке своих писем и докладных записок в центр (Ташкент или Москву) имели цель быстрее «избавить» население от «религиозных предрассудков», а духовные лидеры (в нашем случае резиденция имама Ага-Хана III) стремились дольше сохранять эту духовную связь, которая сложилась между имамом и его последователями на протяжении тысячелетий.