Антирелигиозная борьба против таджикских исмаилитов в 1920-е годы (на основе архивных документов)

10.33876/2311-0546/2024-4/158-172

Авторы

  • Тохир Каландаров Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Ключевые слова:

Ага-Хан III, исмаилитское сообщество, Таджикистан, антирелигиозная борьба, закят, духовная связь

Аннотация

Статья посвящена антирелигиозной борьбе Советского государства против ислама в Средней Азии на примере исмаилитской общины Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Основным источником исследования стали архивные материалы из двух российских архивов — Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). В исследовании был проведен критический анализ архивных документов. Учитывался контекст их появления. Была предпринята попытка осмыслить и научно оценить тот факт, что трансляторами знаний об исмаилитах региона были сотрудники Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), которые сами имели очень поверхностные знания об истории данного течения ислама. Несмотря на тенденциозность рассекреченных архивных материалов относительно антирелигиозной борьбы в ранние годы Советского государства, тем не менее они дают исследователям много полезных сведений как статистического характера, так и социо-политического контекста. Сотрудники ОГПУ на местах достаточно хорошо владели информацией относительно объема закята для Ага-Хана III, путях его доставки и людей, вовлеченных в этот процесс. Такие данные помогают исследователям глубже осмыслить социо-экономическое состояние религиозных общин, роль их активистов в налаживании контактов рядовых членов общины с их духовным лидером и т. д. Важным является и сопоставительный анализ материалов, подготовленных государственными чиновниками, и документов, хранящихся в личных архивах исмаилитов ГБАО. Они отличаются не только по стилю написания, но и по содержанию. Борцы против религии при подготовке своих писем и докладных записок в центр (Ташкент или Москву) имели цель быстрее «избавить» население от «религиозных предрассудков», а духовные лидеры (в нашем случае резиденция имама Ага-Хана III) стремились дольше сохранять эту духовную связь, которая сложилась между имамом и его последователями на протяжении тысячелетий.

Биография автора

  • Тохир Каландаров, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Каландаров Тохир Сафербекович — к. и. н., старший научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский пр-т, 32А). Эл. адрес: tohir_s70@mail.ru

    Ссылка при цитировании: Каландаров Т. С. Антирелигиозная борьба против таджикских исмаилитов в 1920-е годы (на основе архивных документов) // Вестник антропологии. 2024. № 4. C. 158–172.

    Работа выполнена в рамках плана НИР Института этнологии и антропологии РАН.

    Источники и научная литература
    1. Сборник 1917 — Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Петроград, 1917. 673 с.
    2. ГА РФ. Ф. А-353. — ГА РФ. Фонд А-353. Оп. 6. Ед. хр. 19. Л. 83.
    3. ГА РФ. Ф. 539. — ГА РФ. Фонд 539. Оп. 1. Ед. хр. 704 Л. 2 об.
    4. ГА РФ. Ф. Р5446. — ГА РФ. Фонд Р5446. Оп. 12а. Ед. хр. 1080 Л. 1–4.
    5. ГА РФ. Ф. Р1235. — ГА РФ. Фонд Р1235. Оп. 101. Ед. хр. 38 Л. 24.
    6. РГАСПИ. Ф. 62. 1355. — РГАСПИ. Фонд 62. Оп. 2 часть 1. Ед. хр. 1355. Л. 1–2.
    7. РГАСПИ. Ф. 62. 1145. — РГАСПИ. Фонд 62. Оп. 2. Ед. хр. 1145. Л. 61, 68.
    8. РГАСПИ. Ф. 17. — РГАСПИ. Фонд 17. Оп. 162. Ед. хр. 19. Л. 34, 41.
    9. Правда 1917 — Газета «Правда», 1917, 22 ноября.
    10. Царицын 1938 — Царицын А. Ленин о религии и борьбе с ней // Безбожник. 1938. № 12. С. 2–4.
    11. Aga Khan III 1918 — Aga Khan III. India in Transition: A Study in Political Evolution / Aga Khan III. — Bombay: Bennet, Coleman and Co. 1918. 310 p.
    12. The Memoirs 1954 — The Memoirs of Aga Khan: World Enough and Time. L.: Cassel and Company LTD, 1954. 350 p.
    13. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь М.: Ансар, 2007. 400 с.
    14. Брискин А. М. Страна таджиков. М.; Л.: Государственное издательство, 1930. 73 с.
    15. Давлатбеков Л. Жанр мусаммат в творчестве поэтов Бадахшана // Вестник Таджикского национального университета. Серия филология № 4/9. 2015. С. 176–182 (на тадж. яз.).
    16. Дафтари Ф. Исмаилиты: их история и доктрины / Пер. с англ. Л. Р. Додыхудоевой. М.: Наталис, 2011. 848 с.
    17. Ислам и советское государство (1917–1936). Сборник документов. Вып. 2 / Сост., авт. предисл. и примеч. Д. Ю. Арапов. М.: Изд. дом Марджани, 2010. 208 с.
    18. Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы. Кн. 2. Центральные органы государственной власти и управления в РСФСР: создание нормативно-правовой базы деятельности религиозных объединений / Отв. сост. М. И. Одинцов; сост. Ж. В. Артамонова, Н. М. Волхонская, А. С. Кочетова, А. В. Лука- шин, М. М. Одинцова. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 670 с.
    19. Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы. Кн. 3. Народные комиссариаты СНК РСФСР (1917–1924) и СНК СССР (1922–1924): проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» / Отв. сост. М. И. Одинцов; сост. Ж. В. Артамонова, Н. М. 1. Волхонская, А. С. Кочетова, А. В. Лукашин, М. М. Одинцова. М.: Политическая энциклопедия, 2018а. 892 с.
    20. Одинцов М. И., Кочетова А. С. Свобода совести в истории России: идеи, законодательные проекты, практическое воплощение. Конец XIX — вторая четверть XX в. М.: Политическая энциклопедия, 2023. 559 с.
    21. Рутвен М. Сеть Ага Хана по развитию и ее учреждения // Новейшая история исмаилитов: Преемственность и перемены в мусульманской общине / Пер. с англ. — М.: Наталис, 2013. С. 231–271.
    22. Семенов А. А. Исмаилитская ода, посвященная воплощениям Алия-бога // Иран: Сб. статей. Т. 2. Л., 1928. С. 1–24.
    23. Смирнов Н. А. Ислам и современный Восток / Под ред. проф. М. А. Рейснера. М.: Изд-во «Безбожник», 1928. 120 с.
    24. Смолкин В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма / Пер. с англ. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. 552 с.
    25. Харюков Л. Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М.: Изд-во Московского университета, 1995. 240 с.
    26. Bell C. Ritual Theory, Ritual Practice. New York, Oxford: Oxford University Press, 1992. 270 p.
    27. Daftary F. The Isma’ilis: Their History and Doctrines. Second Edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 800 p.
    28. Kawahara Y., Mamadsherzodshoev U. Documents from Private Archives in Right-Bank Badakhshan (Facsimiles). Tokyo: The University of Tokyo, 2013. 231 p.
    29. Keller Sh. Islam in Soviet Central Asia, 1917–1930. Soviet Policy and Struggle for Control // Politics of Modern Central Asia. Critical Issues in Modern Politics. Vol. I. Encounters with Modernity: Russian and Soviet Rule. London & New York: Routledge, 2010. Pp. 253–278.

Опубликован

22.12.2024

Выпуск

Раздел

Религия и идентичность