Учитель и/или наставник: участие священников в деле народного просвещения на северных окраинах Российской империи в конце XIX — начале XX века

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/247-259

Авторы

  • Ксения Казакова Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН» https://orcid.org/0000-0002-5071-4947

Ключевые слова:

священник, учитель, церковно-приходские школы, Кольский Север, саамы, просвещение

Аннотация

Целью данной статьи является анализ социальных функций священников, осуществлявших просветительскую деятельность в отдаленных приходах Кольского Севера в конце XIX — начале XX века, в том числе среди саамского населения. В качестве источников использовались архивные документы, различные этнографические сочинения и материалы периодической печати. Деятельность священников рассмотрена в контексте развития народного просвещения на окраинных территориях Европейского Севера. Показано, что курс начального духовного образования в первую очередь был ориентирован на обучение духовно-нравственным основам православной веры и русскому языку, а также включал практики приобщения детей к церковно-приходской жизни. Просветительская работа со взрослым населением прихода осуществлялась через организацию народных чтений, обществ трезвости, а также личные формы участия священников в социальной жизни населения. Выявлено, что у населения Кольского Севера формируется взгляд на «учащего» как на подвижника, высокодуховную личность, что приводит к расширению выполняемых им социальных функций в качестве духовного наставника, судьи, проводника государственной политики, хранителя православной культуры.

Биография автора

  • Ксения Казакова, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

    Казакова Ксения Сергеевна — к. и. н., старший научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦ РАН) (Российская Федерация, 184209 Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. почта: k.kazakova@ksc.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5071-4947

    Ссылка при цитировании: Казакова К. С. Учитель и/или наставник: участие священников в деле народного просвещения на северных окраинах Российской империи в конце XIX — начале XX века // Вестник антропологии. 2023. № 3. С. 247—259.

    Финансовое обеспечение исследования осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания ФИЦ КНЦ РАН по теме НИР: «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории освоения арктического фронтира России». № FMEZ-2024-0002.

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Антропологические аспекты наставничества