Ценностные ориентиры и повседневная жизнь старшеклассников в башкирской гимназии-интернат

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/194-205

Авторы

  • Эльвина Рязанова Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Ключевые слова:

свободное время старшеклассников, этнокультурное образование, гимназия-интернат, башкирская литература, башкирский театр, Республика Башкортостан

Аннотация

Статья посвящена повседневной жизни башкирских школьников на примере учеников Башкирской республиканской гимназии-интернат № 1 им. Рами Гарипова. Цель исследования состояла в изучении свободного времяпровождения старшеклассников в учреждении типа интернат, также в выяснении их отношения к литературе, театру, современникам и историческим личностям. Особенность досуга детей в такого рода учебных заведениях заключается в том, что с одной стороны ученики могут сами планировать свое свободное время, с другой стороны, этот выбор ограничен строгой жизнью по графику и подчинен дисциплине. Актуальность темы объясняется важностью выяснения роли школы и педагогов в формировании увлечений и любимых занятий молодежи, что имеет значение как с практической точки зрения, так и с научной. Освоенные навыки и сформированные в школе интересы влияют на будущие процессы планирования жизненных устоев молодых людей, их выбор стратегической модели поведения в обществе. При анализе распорядка дня учащихся оказалось, что школьники имеют возможность выбирать внеурочные занятия только из тех, что предлагается дополнительным образованием в гимназии. Было выявлено, что учащиеся-старшеклассники любят посещать театры, отдают предпочтение мотивирующей литературе зарубежных авторов, при этом мало читают на башкирском языке и пока не определились с современниками, которые могли бы стать для них лидерами мнений.

Биография автора

  • Эльвина Рязанова, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Рязанова Эльвина Фаритовна — к. и. н., научный сотрудник Отдела Урала и Поволжья, Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский просп., 32А). Эл. почта: e.ryazanova@iea.ras.ru

    Ссылка при цитировании: Рязанова Э. Ф. Ценностные ориентиры и повседневная жизнь старшеклассников в башкирской гимназии-интернат // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 194—205.

    Статья выполнена в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023–2025 гг. (рук. академик РАН В. А. Тишков). Проект «Общегражданские и этнокультурные ценности в образовании российской молодежи: поиск баланса» (рук. д. и. н. М. Ю. Мартынова).

    Научная литература
    1. Белановский С. А. Глубокое интервью и фокус-группы: учеб.-метод. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 377 с. https://znanium.com/catalog/product/1044404
    2. Гриневецкая Т. Н. Развитие этнокультурного образования педагогов в условиях учреждения профессионального образования. Новосибирск: Новосибирский государственный медицинский университет, 2020. 103 с. EDN CDFGVJ
    3. Гирц К. Постфактум. Две страны, четыре десятилетия, один антрополог. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 288 с.
    4. Ившина В. М. О реализации этнокультурного компонента образования в системе среднего профессионального образования Удмуртской республики // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 4. С. 115–120. EDN RXQIJB.
    5. Кульбачевская О. В. Патриотизм молодежи как стратегический ресурс развития России: потенциал, вызовы, риски // Вестник антропологии. 2023. № 4. С. 20–36. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-4/20-36
    6. Мартынова М. Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования // Этнографическое обозрение. 2004. № 1. С. 37–51.
    7. Мартынова М. Ю. Школьное образование и идентичность. Отечественные и зарубежные концептуальные педагогические подходы к национальной (общегосударственной) интеграции и культурному многообразию общества. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». Вып. 234. М.: ИЭА РАН, 2013. 50 с.
    8. Мартынова М. Ю., Белова Н. А., Зыкина О. А., Кляус М. П. Общегражданские и социокультурные ценности в восприятии российской молодежи // Вестник антропологии. 2023. № 1. C. 102–124. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-1/102-124
    9. Омельченко Е. А., Шевцова А. А. (отв. ред.). Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования. М.: Этносфера, 2022. 169 с.
    10. Рахматуллина З. Н. Образ Салавата Юлаева как нравственный идеал народа: педагогический потенциал // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 222–228. EDN TQKSKV.
    11. Поливанова К. Н., Струкова А. С., Дементьева Ю. О. Воспитательные практики отечественной школы. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 48 с.
    12. Рязанова Э. Ф. Непрерывное образование с этнокультурной компонентой: нарративы о сохранении народных традиций сельскими жителями Башкортостана // Вестник антропологии. 2023. № 4. C. 285–297. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-4/285-297
    13. Смирнов В. А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №5. С. 9–20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20
    14. Струкова А. С., Поливанова К. Н. Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. C. 137–148. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120313

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Ценностные ориентации молодежи в ракурсе образования и воспитания