Ценностные ориентиры и повседневная жизнь старшеклассников в башкирской гимназии-интернат
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/194-205
Ключевые слова:
свободное время старшеклассников, этнокультурное образование, гимназия-интернат, башкирская литература, башкирский театр, Республика БашкортостанАннотация
Статья посвящена повседневной жизни башкирских школьников на примере учеников Башкирской республиканской гимназии-интернат № 1 им. Рами Гарипова. Цель исследования состояла в изучении свободного времяпровождения старшеклассников в учреждении типа интернат, также в выяснении их отношения к литературе, театру, современникам и историческим личностям. Особенность досуга детей в такого рода учебных заведениях заключается в том, что с одной стороны ученики могут сами планировать свое свободное время, с другой стороны, этот выбор ограничен строгой жизнью по графику и подчинен дисциплине. Актуальность темы объясняется важностью выяснения роли школы и педагогов в формировании увлечений и любимых занятий молодежи, что имеет значение как с практической точки зрения, так и с научной. Освоенные навыки и сформированные в школе интересы влияют на будущие процессы планирования жизненных устоев молодых людей, их выбор стратегической модели поведения в обществе. При анализе распорядка дня учащихся оказалось, что школьники имеют возможность выбирать внеурочные занятия только из тех, что предлагается дополнительным образованием в гимназии. Было выявлено, что учащиеся-старшеклассники любят посещать театры, отдают предпочтение мотивирующей литературе зарубежных авторов, при этом мало читают на башкирском языке и пока не определились с современниками, которые могли бы стать для них лидерами мнений.