Этнокультурные практики и традиции гражданско-патриотического воспитания на Северном Кавказе
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/168-177
Ключевые слова:
Патриотизм, этно-патриотизм, этнопедагогика, региональные модели патриотизма, позитивные региональные практики, дискурс-анализ научных публикацийАннотация
В качестве объекта анализа в статье рассматриваются техники и технологии индоктринации патриотической гражданской идеи в современном российском обществе в целях ее упрочения и распространения. Для решения данной проблемы изучены позитивные социальные и культурные практики по формированию патриотизма в полиэтничной среде народов Северного Кавказа с целью их дальнейшего масштабирования в общероссийском пространстве. Осмысление патриотизма как феномена общественных отношений в его региональных моделях осуществлено в соотнесении с социальными, этнокультурными, этнополитическими, историко-культурными свойствами региональных сообществ. В статье рассмотрены эффективные практики и технологии трансляции идеи патриотизма с учетом этнокультурной специфики регионов Северного Кавказа. Подытожены некоторые результаты дискурс-анализа идеи патриотизма в научных публикациях представителей субъектов РФ на территории Северного Кавказа с акцентом на ресурс этнопедагогики. Авторы приходят к выводу, что в данном контексте патриотизм тесно связан с этно-патриотизмом, основанном на историческом прошлом, на героизации мифологических и былинных образов народов Северного Кавказа. В качестве технологий формирования патриотизма выделяется вовлечение учащихся в народное творчество и военно-патриотическое воспитание. Представлены также оценочные суждения экспертов, подтверждающие наличие значительного ресурса по формированию патриотизма в этнокультурном достоянии народов Северного Кавказа.