Этнокультурные практики и традиции гражданско-патриотического воспитания на Северном Кавказе

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/168-177

Авторы

Ключевые слова:

Патриотизм, этно-патриотизм, этнопедагогика, региональные модели патриотизма, позитивные региональные практики, дискурс-анализ научных публикаций

Аннотация

В качестве объекта анализа в статье рассматриваются техники и технологии индоктринации патриотической гражданской идеи в современном российском обществе в целях ее упрочения и распространения. Для решения данной проблемы изучены позитивные социальные и культурные практики по формированию патриотизма в полиэтничной среде народов Северного Кавказа с целью их дальнейшего масштабирования в общероссийском пространстве. Осмысление патриотизма как феномена общественных отношений в его региональных моделях осуществлено в соотнесении с социальными, этнокультурными, этнополитическими, историко-культурными свойствами региональных сообществ. В статье рассмотрены эффективные практики и технологии трансляции идеи патриотизма с учетом этнокультурной специфики регионов Северного Кавказа. Подытожены некоторые результаты дискурс-анализа идеи патриотизма в научных публикациях представителей субъектов РФ на территории Северного Кавказа с акцентом на ресурс этнопедагогики. Авторы приходят к выводу, что в данном контексте патриотизм тесно связан с этно-патриотизмом, основанном на историческом прошлом, на героизации мифологических и былинных образов народов Северного Кавказа. В качестве технологий формирования патриотизма выделяется вовлечение учащихся в народное творчество и военно-патриотическое воспитание. Представлены также оценочные суждения экспертов, подтверждающие наличие значительного ресурса по формированию патриотизма в этнокультурном достоянии народов Северного Кавказа.

Биографии авторов

  • Светлана Иванова, Южный научный центр РАН

    Иванова Светлана Юрьевна — д. филолог. н., профессор, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН (Российская Федерация, 344006 Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41). Эл. почта: isu-socf@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2375-6348

  • Елена Щербина, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований имени Х. Х. Хапсирокова

    Щербина Елена Анатольевна — к.полит. н., доцент, заместитель директора, РГБУ «Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований имени Х. Х. Хапсирокова» (Российская Федерация, г. Черкесск, ул. Горького 1А). Эл. почта: adenas@list.ru ORCID ID: https://orcid.org/0009-0007-1201-5671

    Ссылка при цитировании: Иванова С. Ю., Щербина А. Е. Этнокультурные практики и традиции гражданско-патриотического воспитания на Северном Кавказе // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 168—177.

    Статья выполнена в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023–2025 гг. (руководитель академик РАН В. А. Тишков). Проект «Патриотизм как интегрирующая ценность полиэтничного российского общества» (FSRN-2023-0025).

    Научная литература
    1. Богатырева Л. Р. Современные проблемы преподавания этнопедагогики и пути их решения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–1. С. 39–42.
    2. Валиева З. И. Национально-региональный компонент в патриотическом воспитании учащихся // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогические науки. 2015. № 3 (22). С. 34–37. https://www.vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/491
    3. Гадаев В. Ю., Гадаев Р. В. Патриотичность как фактор обеспечения духовной безопасности // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Грозный, 13 декабря, 2016 г.). Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ (ИП Овчинников М. А.), 2016. С. 118–126.
    4. Гадаев В. Ю., Гадаев Р. В. Патриотическое воспитание молодежи в контексте патриотических ценностей традиционных верований чеченцев // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 4 (32). С. 80–88.
    5. Ларионов В. И., Рубаев Э. Х. Спортивные традиции как средство патриотического воспитания молодежи // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. 2017. № 1. С. 91–97.
    6. Мамалова Х. Э., Ахмадова З. М. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему Отечеству // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 129–130.
    7. Мамалова Х. Э., Гайсумова Д. А. Формирование любви к родине и патриотизма у школьников // Наука и молодежь: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, посвященной Физике Будущего. Грозный: Издательство: Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова, 2020. С. 266–270.
    8. Мусханова И. В., Хажмурадов А. А. Формирование патриотических чувств старшеклассников в условиях цифровой реальности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 1. С. 79–83.
    9. Мухлоева Р. Я. Тема Родины и природы как содержательная доминанта в поэзии Дж. Яндиева // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 131–133.
    10. Пилиева Д. Э. Гражданско-патриотическое воспитание средствами художественной литературы // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Арзамас, 16 февраля 2022 г.); Всероссийского научного семинара «Педагогический потенциал современной художественной литературы» (Арзамас, 17 февраля 2022 г.) / отв. ред. Е. А. Жесткова; науч. ред. Е. В. Клюева; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2022. С. 352–355. https://arz.unn.ru/files/nauka/izdaniya/202302_actpednauk_2022.pdf
    11. Саидов З. А., Ярычев Н. У., Одишвили Г. Н. Мемориальная литература как эффективное средство патриотического воспитания старших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–1. С. 145–147.
    12. Султыгова Р. М. Общественное воспитание как фактор духовно-нравственного развития детей в традиционных обществах // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник материалов I-й научно-практической конференции, Евпатория, 18–19 октября 2018 г. Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. С. 139–143.
    13. Яндиева Э. Б. Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника // Рефлексия. 2014. № 3. С. 56–59.

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Ценностные ориентации молодежи в ракурсе образования и воспитания