Нематериальное этнокультурное достояние в диаспоральных сообществах: пример российских корейцев
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/23-37
Ключевые слова:
российские корейцы, нематериальное этнокультурное достояние, диаспораАннотация
Статья посвящена анализу возможностей изучения этнокультурного достояния в рамках диаспорального сообщества на примере российских корейцев Пермского края. Автор опирался на полевые материалы, собранные в 2012–2024 годах. Проведенное исследование показало, что в условиях диаспорального образования российские корейцы продолжают сохранять и воспроизводить традиции своей культуры. Особенно наглядно это можно проследить на примере традиционной кухни и обрядов жизненного цикла. Обряды, не имеющие аналогов в региональной культуре, сохраняются относительно хорошо, как, например, обряд толь. Если же в культуре принимающего сообщества есть аналогичные традиции, то корейское культурное наследие либо полностью замещается, либо видоизменяется под влиянием доминирующей традиции (как свадьба, праздник Сольлаль или 60-летний юбилей). Сегодня корейцы с большим интересом возрождают старые традиции и обычаи, но это скорее можно назвать конструированием новой идентичности, чем бытованием наследия, поскольку основным источником для «возрождения» традиций являются опубликованные научные труды или медиа. Наиболее полно у корейцев сохраняются традиции культуры питания и технологии приготовления блюд. На уровне межпоколенческих отношений передается рецептура, сохраняется традиционный рацион, который был привезен корейцами еще в XIX в. Более того, применяя традиционные способы и технологии приготовления, корейцы смогли кооптировать местные продукты и создать новые блюда, которых не существует в современных корейских государствах (кимчи из белокочанной капусты, салат морковь-ча, соевая паста на основе гороха). Использование новых ингредиентов и способов приготовления стало для российских корейцев частью собственного наследия и одним из этнообразующих факторов в формировании собственной идентичности.