Идея побратимства в парных композициях восточноевропейского скифского звериного стиля

10.33876/2311-0546/2024-1/138-161

Авторы

Ключевые слова:

амбивалентные мотивы, зооморфный образ, итифаллический образ, побратимство, скифский звериный стиль, фаллическая символика

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме семантики образов скифского звериного стиля восточноевропейской зоны. Проблематика охватывает вопроcы характерных мотивов и специфики приёмов моделирования парных композиций с семантикой «побратимства» в образах восточноевропейского скифского звериного стиля. Объектом исследования служат 74 изображения, оформляющие или украшающие изделия из археологических памятников, локализуемых в пределах восточноевропейской зоны. Новизна исследования заключается в анализе скифских звериных образов в аспекте характерных мотивов итифаллических изображений и их стилизации в виде животных в парных композициях, трактуемых нами как гомоэротические сцены. Расширяются сведения об ареальной, хронологической и социальной дистрибуции обычая побратимства в скифской среде. Зооморфные образы восточноевропейского скифского звериного стиля, содержащие амбивалентные мотивы и создающие итифаллические образы, использованные в парных композициях терзания, преследования и трансформации, а также в антитетической позиции (создающей в нескольких случаях синкретические образы), в результате смысловой двойственности и метафорического сдвига трактуем как итифаллические образы в гомоэротических сценах. Многочисленностью зооморфных образов в парных композициях подтверждается широкое распространение побратимства как социального явления в среде скифов, воплощённое в художественных образах скифов в сценах ритуала заключения кровного родства на золотых бляшках из царских курганов Солохи и Куль-Обы. Предположения исследователей о том, что особенности социально-классовой структуры скифского общества являются причиной распространения побратимства у скифов, преимущественно в дружинной среде скифов царских, подтверждаются показателями ареальной и хронологической дистрибуции памятников, а также высоким процентом золотых изделий. Результаты исследования будут использованы в сравнительном анализе воплощения идеи побратимства во всех зонах скифо-сибирского звериного стиля.

Биография автора

  • Любомир Добровольский, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва

    Добровольский Любомир Степанович — обучающийся, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва (Республика Казахстан, 010008 Астана, ул. Пушкина, 11). Эл. почта: lubomirdobrovolskiy@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1392-5355

    Ссылка при цитировании: Добровольский Л. С. Идея побратимства в парных композициях восточноевропейского скифского звериного стиля // Вестник антропологии. 2024. № 1. С. 138–161.

Опубликован

11.03.2024

Выпуск

Раздел

Археологические памятники в оптике антропологии