Питейные заведения как досуговая практика горожан
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-1/319-330
Ключевые слова:
досуг, алкоголь, потребление, городское пространствоАннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения форм досуга населения городов. Статья написана на материалах социоантропологического исследования, проведенного в Республике Татарстан в марте 2020 г. среди жителей г. Казань. Цель статьи заключается в анализе востребованности услуг «питейных» заведений в досуговых практиках горожан. Авторами рассмотрены особенности местоположения заведений, их популярность среди казанцев. Проанализированы мотивы посещения заведений, частота, привычки посетителей и пр. Сделан вывод о том, что специализированные супермаркеты по реализации алкогольной и сопутствующей продукции («алкомаркеты») вместе с пунктами продажи разливного пива («пивнушки», «разливухи») локализованы преимущественно в спальных частях города и местах плотной жилой застройки и являются неотъемлемыми атрибутами урбанизированного пространства. Как показало исследование, сотрудники и посетители не видят отрицательных моментов в работе заведений: для первых это гарантированные рабочие места, для вторых — доступная и приемлемая по соотношению цены и качества алкогольная продукция, способствующая удовлетворению рекреационных потребностей после рабочего дня. Материалы статьи могут быть полезными для социологов, психологов, социальных и культурных антропологов, а также представителей социальных структур и органов, курирующих сферу производства и оборота алкоголя.