Социоантропологические подходы к исследованию школьного буллинга
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-1/277-299
Ключевые слова:
школьный буллинг, антропология насилия, антропология детства, позиция взрослого, этика исследования, норма и девиацияАннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы применения антропологических и социологических подходов к исследованию школьного буллинга. Проводя критический обзор теоретических концепций и методологических принципов, разработанных в рамках социокультурных исследований детства, социологии и антропологии насилия, автор статьи выносит на обсуждение вопросы о том, чем опыт социологов и антропологов может быть полезен и важен для развития научного знания о школьном буллинге. В частности, сравниваются такие подходы к изучению насилия, которые рассматривают насилие либо как девиацию, либо как структурно значимое для культуры явление. Также рассматриваются подходы к исследованиям детства, «детств» и взаимоотношений между поколениями, которые разрабатывались антропологами и социологами в течение XX и в начале XXI вв. Особое внимание уделено вопросам о том, как определяются и переосмысляются понятия «буллинг», «насилие» и «детство» в различных дисциплинах и социокультурных контекстах, и как разница в возрасте между исследуемыми (детьми, подростками, взрослыми) и исследователями (как правило, взрослыми) влияет на цели, задачи, методы исследований и на эмпирические материалы, на которых базируется экспертное/научное знание о школьном буллинге. На основании проведенного аналитического обзора сформулирован ряд теоретических и методологических принципов, которые могут быть полезны для преодоления организационных сложностей и решения этических проблем, возникающих при проведении социокультурных исследований буллинга в школах.