Духоборцы в Лифляндии: путь на остров Эзель и поселение

DOI: 10.33876/2311-0546/2023-1/181-197

Авторы

Ключевые слова:

духоборцы, религиозное инакомыслие, законодательство, ссылка, Лифляндская губерния

Аннотация

Статья посвящена изучению истории ссылки представителей секты духоборцев в Лифляндскую губернию на о. Эзель и в Динаминдскую крепость в конце XVIII в. Документы, извлеченные из архивов России, Эстонии и Украины, позволяют всесторонне показать ссылку как репрессивную меру, широко использовавшуюся государством в XVIII в. для решения проблем, связанных с религиозным инакомыслием. На примере духоборцев рассмотрены все этапы применения ссылки, начиная от совершения преступления, которое заключалось в антицерковных и антигосударственных высказываниях, в организации «сборищ», совращении в духоборческую веру православных, и последующей деятельности российской пенитенциарной системы. В статье показаны экономические и бытовые стороны жизни ссыльных духоборцев, особенности их поведения, взаимоотношения с местным начальством. Автор обратил внимание на те аспекты законодательства и правоприменительной практики, которые были нацелены не только на наказание, но и на исправление и возвращение вероотступников в лоно православной церкви, игравшей важную роль в этом процессе.

Биография автора

  • Светлана Иникова, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

    Иникова Светлана Александровна—к. и. н., ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский пр., 32А). Эл. почта: inikova_svetlana@iea.ras.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4925-8817

    Ссылка при цитировании: Иникова С. А. Духоборцы в Лифляндии: путь на остров Эзель и поселение // Вестник антропологии. 2023. № 1. C. 181–197.

Опубликован

06.03.2023

Выпуск

Раздел

Религия и идентичность