Общегражданские и социокультурные ценности в восприятии российской молодежи
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-1/102-124
Ключевые слова:
молодежь, Россия, ценности, идентичность, жизненные стратегии, студенчествоАннотация
В статье публикуются результаты социально-антропологического исследования жизненных стратегий российской молодежи. В ходе изучения восприятия студентами общегражданских ценностей и российской идентичности осуществлены массовые опросы по единому инструментарию в ВУЗах 8 регионов четырех Федеральных округов Российской Федерации: Дальневосточного, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального. Анализ особенностей осознания юношами и девушками их гражданской, этнической и региональной идентичностей показал, что в молодежной среде преобладает гражданский тип идентичности. Подавляющее большинство респондентов позиционируют себя как граждане страны и видят своей родиной всю Россию. Отметим, что в массовом сознании студенческой молодежи в целом наблюдается единство мнений о наиболее важных событиях отечественной истории, которыми названы победа Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., а также запуск первого в мире спутника и первый полет человека в космос. Восприятие студентами достижений и направлений деятельности нашего государства постсоветского периода отличается меньшей устойчивостью, поскольку в обществе отношение к современным событиям только формируется. Тем не менее, анализ полученных материалов позволяет сделать вывод о первостепенной значимости научных открытий, культурных и спортивных событий для возникновения патриотических чувств у современной студенческой молодежи. Различия в выборе ответов в зависимости от территории проживания могут свидетельствовать об особенностях политических настроений, реакций на внешние угрозы, ориентаций на первоочередное участие в проектах регионального или государственного уровней, которые свойственны для молодых людей каждого конкретного региона. На разницу в суждениях студентов в определенной степени также влияет содержание учебных программ и качество образования в столичных и провинциальных вузах.