ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ИЗ УЖГОРОДСКОГО РАЙОНА
Ключевые слова:
целитель, Ужанская долина, венгры, община, традиции, суеверия, магия, источники знаний целителяАннотация
В статье рассматривается практика целительницы Каталин, с которой автор работала на территории Ужанской долины (Закарпатье, Украина). Ее знают во многих сёлах, где проживают этнические венгры. Она начала заниматься магическими практиками в сложной жизненной ситуации (болезнь мужа и ребенка). Позже узнала о том, что судьба целительницы уготована ей с рождения (согласно поверьям), так как была седьмым ребенком в семье. Этот факт сыграл ключевую роль в ее готовности начать практику. Репутация Каталин как известной целительницы формировалась, благодаря силе ее личности, общительности и, конечно же, мастерству в магических методах лечения.
Мировоззрение целительницы основывается на сложном наборе убеждений; ход её мыслей и целительская деятельность формируются согласно им; всё это органически сочетается с венгерскими традициями подобного типа. В ее лечебной деятельности причинно-следственные связи отчасти рациональны, отчасти основаны на верованиях. В ее сознании и воображении причины болезни, которые мы называем магическими, представляются реальными, несмотря на то, что она знает о сепсисе и асепсисе. Она применяет и эти знания в своей практике в том числе.
Целительские знания она черпала из нескольких источников: выучила основы магии и архаичных способов лечения в своей семье, а также узнавала о них от своего окружения, своих соседей разных национальностей, в том числе от своих коллег. Каталин собрала самую свежую информацию из справочников, письменных и электронных средств на венгерском и иностранном языках. Ее знание состоит из рациональных и магических элементов, которые проявляются поочередно или одновременно в процессе целительства. Она применяет при лечении лекарственные растения, тепловую терапию, гидротерапию, ингаляционную терапию, а также мануальную терапию. Ее семья очень поддерживает ее призвание, ее среда ценит ее медицинские знания, обращается к ней за помощью. Можно сказать, что существует восприимчивый сегмент этнического венгерского населения региона, который требует такого рода лечебной деятельности. В этом случае работает тезис, уже доказанный этнографическими исследованиями: сельские целители могут существовать там, где они востребованы сообществом.