Религиозная практика как система врачевания (нейрофизиологические аспекты)
Ключевые слова:
религиозная практика, врачевание, когнитивное религиоведение, нейрофизиологические механизмы, архетипы, инстинкты, условный рефлекс, внутреннее торможение, вегетативные центры, процесс возрождения, спасение, алхимия, вторая сигнальная система, речь, эволюционная антропологияАннотация
Религиозная практика традиционно рассматривается как явление, достаточно далеко отстоящее от медицины. И это в значительной степени справедливо. В статье представлен подход, позволяющий взглянуть на этот феномен под несколько иным углом зрения: как на систему врачевания. Отталкиваясь от юнгианской гипотезы о природе религиозных представлений и анализируя механизмы манифестации архетипических образов, автор приходит к выводу о наличии глубоких физиологических оснований этого явления. Это позволяет обнаружить предпосылки существования в нервной системе человека особого процесса развития высших вегетативных центров, названного автором «возрождением». Процесс возрождения переводит нервные центры, отвечающие за поддержание жизнедеятельности, на более высокий, корковый уровень организации, что предполагает качественное улучшение регуляции внутренних органов и систем и, возможно, изменение некоторых характеристик деятельности человеческого сознания. Реализация этого процесса невозможна без активного участия самого человека, а именно без продолжительной и кропотливой работы над внутренней трансформацией доступных нам проявлений сферы природных желаний, инстинктов. Наличие этого инструмента воздействия на течение физиологических процессов обусловливает возможность существования соответствующей формы медицины, врачевания. Поиск следов успешного опыта реализации возрождения приводит автора к религиозной практике. Автор приходит к выводу, что в рамках религиозной практики действительно существует разновидность медицины, ориентированная на возрождение и использующая для этого особый принцип психотехники: замещение эгоистических (врождённых, биологически обусловленных) побуждений и желаний на сущностно противоположные, альтруистические. Анализ механизмов возрождения наталкивает автора на предположение о наличии тесной взаимосвязи между альтруистическим поведением и процессом антропогенеза, в частности, зарождением второй сигнальной системы. Исследование выполнено в рамках когнитивного подхода к изучению религии1. Автор опирается на методологические принципы, сформулированные в учениях И.М. Сеченова и И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, применяя их в религиоведческой практике; а также на методологические подходы, разработанные в рамках психологии религии, а именно: методы юнгианского психоанализа и трансперсональной психологии (К.Г. Юнг, М. Элиаде, С. Гроф).