Был ли российский этнограф в Средней Азии колонизатором?

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33876/2782-3423/2022-1/5-12

Ключевые слова:

этнография, колониализм, Средняя Азия, Хорезмская экспедиция

Аннотация

В эссе я задаюсь следующим вопросом: почему российская этнография, в отличие от европейской или американской антропологии, совершенно не готова проблематизировать свои истоки и свой статус как колониального и постколониального знания? Рассматривая примеры В.П. Наливкина и Хорезмской экспедиции, я аргументирую, что неактуальность (пост)колониальной самокритики в российской этнографии оказывается результатом радикального деколонизационного жеста отстра-нения от «запада», в том числе его травм, и последующих попыток построить свой собственный самодостаточный и изолированный универсализирующий этнографический язык. В этой концепту-альной логике симпатия и сочувствие этнографов к «объектам» своего исследования не требовала осуждения своих колониальных корней и своей (пост)колониальной роли, и в какой-то момент стала даже цензурировать такой взгляд.

Биография автора

  • Сергей Абашин, Европейский университет в Санкт-Петербурге

    Профессор, доктор исторических наук.

Загрузки

Опубликован

11.05.2022

Выпуск

Раздел

Тема номера «(Пост)колониальные антропологии Центральной Евразии»